Москве грозит новый закавказский фронт? Грузии сулят членство в НАТО
Грузия успешно продвигается на пути атлантической интеграции и она обязательно станет членом альянса, заявил генеральный секретарь НАТО Йенс Cтoлтeнбeрг во время своего визита в Тбилиси. Он также добавил, что Россия или какая-либо другая страна не сможет повлиять на это, однако не уточнил сроков, в рамках которых закавказская республика получит шанс присоединиться к военному блоку.
Вместе с тем, если такое присоединение всё же состоится, то для Москвы возникает угроза закавказского фронта. Пока – лишь в новой холодной войне, но с вполне очевидными перспективами.
Особняком в конфигурации стоит оборона Абхазии и Южной Осетии, а также значение этих регионов в целом. До недавнего времени российские СМИ, многочисленные «эксперты» и даже некоторые политики усиленно тиражировали несостоятельный тезис о том, что в альянс не принимаются страны с неурегулированными территориальными спорами. Это не так. Страны НАТО имеют массу территориальных споров, как между собой, так и с государствами за пределами блока. Устав напрямую не запрещает вступление стран, имеющих территориальные проблемы.
Наиболее яркий пример – Западная Германия, принятая в НАТО в 1995 году, но до Московского договора (1970 г.) так и не признававшая иных восточных границ, кроме рубежей на 1 января 1937 года. В похожих случаях границами страны признаётся линия фактического контроля на момент заключения договора. На таком принципе базируется защита не только стран НАТО, но и прочие военно-политические союзы. Другое дело – открыто полыхающий конфликт, однако такового в Грузии не наблюдается уже давно.
Приём Грузии в НАТО грозит переводом взаимного противостояния России и Запада в ещё более ожесточённую форму. А применительно к Закавказью, с поправкой на местную специфику, оно может принять совершенно гротескные черты в духе Берлинской стены.
Учитывая совокупную ограниченность ресурсов, новая конфигурация не сулит России ничего хорошего. Отказ от закрепления военных итогов 2008 года на политическом уровне уже привёл к долговременному кризису в отношениях с Грузией, который, по сути, может разрешить только новая война или крах одного из субъектов. А с присутствием на территории республики сил североатлантического альянса, пусть даже формального и символического, уровень опасности для юга РФ выйдет на принципиально иной уровень.
Менее очевидным последствием станет выход альянса к границам Армении и Азербайджана, правительства которых неизбежно задумаются и о собственных «атлантических перспективах». Особенно, принимая во внимание, что отношения Еревана и Москвы в настоящее время простыми не назовёшь.
И всё же вступление Грузии в НАТО ещё далеко не свершившийся факт, поскольку для него требуется согласие всех остальных членов альянса. Что крайне маловероятно в текущей, постоянно меняющейся обстановке.
Александр Збитнев