Москва без ЦДХ: о судьбе художников и выставок после закрытия Дома Художников рассказал его руководитель
В конце марта следующего года Центральный Дом Художников на Крымском валу прекратит свое существование. Выставки и галереи переедут в Гостиный двор и Манеж, а что будет с десятками тысяч художников – неизвестно.
Сорок лет назад в Москве открылся крупнейший в стране Центральный Дом Художников, который по сей день остается единственным в своем роде выставочным комплексом.
На протяжении всех этих четырех десятков лет в ЦДХ проходили разноформатные выставки – Бэнкси, Васи Ложкина, Ив Сен-Лорана, Картье Брессона, Гюнтера Юккера, Френсиса Бэкона, Джорджо Моранди – все они только часть «обитателей» ЦДХ.
За почти сорокалетнюю историю в стенах здания Центрального Дома Художников решались и пересекались судьбы тысяч людей. Кинозал, по сей день существующий в ЦДХ, еще с советских времен знакомил Москву с андеграундом, и еще много прекрасного происходило здесь. Но, как и все хорошее, все имеет свойство заканчиваться.
Не удалось избежать этой участи и Центральному Дому Художников – генеральный директор ЦДХ Василий Бычков на пресс-конференции, посвященной открытию Антикварного салона, подтвердил то, что раньше было на уровне слухов – 31-го марта 2019-го года ЦДХ прекращает свое существование.
«Этот салон – 44-й по счету, последний салон, который проходит на этой площадке, в следующем году Центральный Дом Художников заканчивает свою историю – 31-го марта это здание передается Третьяковской галерее. ЦДХ больше не будет», – сказал Бычков на пресс-конференции.
Немного истории
Согласно данным из открытых источников, в 1956-м году Совет министров СССР постановил возвести два здания – новую Третьяковскую галерею и Выставочное здание Союза художников СССР, однако изначально строительство предполагало возведение здания для Академии наук.
Вот что рассказал генеральный директор ЦДХ Василий Бычков об истории здания Центрального Дома Художников:
«ЦДХ построен на месте предполагаемого еще до войны здания Академии наук. Это здание стоит на его фундаменте, контур периметра которого больше, чем здание ГТГ и Центрального Дома Художника. Наука была важнее искусства, и здание Академии наук было спроектировано большим по размеру, чем здания ЦДХ и Третьяковской галереи».
После войны было принято решение о переносе здания Академии наук на Ленинские горы поближе к МГУ, а здесь решили построить здание новой Третьяковской галереи. Выставочный зал Союза художников СССР должен был стоять отдельно прямо по оси парка Горького.
То есть, должна была быть композиция из длинного параллелепипеда, квадратного здания по оси Парка Горького, а еще предполагался небоскреб, расположенный правее к Голутвинскому переулку. Получалась классическая модернистская композиция.
«Когда Хрущеву показали смету, он топнул ногой и сказал: «Запихните художников сюда, в здание Третьяковской галереи». Собственно говоря, так и сделали, и вместо третьего внутреннего двора, который тут планировался, возникли выставочные залы. Именно этим обстоятельством обусловлена такая планировка залов ЦДХ», – подчеркнул Василий Бычков.
ЦДХ строился на средства, можно сказать, художников, то есть, существовали художественные фонды СССР и РСФСР, которые очень хорошо зарабатывали. Эти художественные фонды состояли из художественных комбинатов живописного, графического искусства, они работали на всю страну, так что деньги были.
«Можно сказать, что это были внутригосударственные деньги, так как государство субсидировало художников, но, в общем-то, они были из другого кармана, поэтому эта часть здания Союза художников РСФСР была построена раньше, чем две трети этого здания Третьяковской галереи», – рассказал Василий Бычков.
Что будет с Центральным Домом Художников после передачи
По словам генерального директора Центрального Дома Художников Василия Бычкова, выставки, которые раньше проходили в ЦДХ, будут проводить в Манеже и Гостином дворе.
«Что будет с десятками тысяч художников, которые выставлялись на этой площадке, – непонятно, даже художникам об этом еще неизвестно. Киноконцертный зал, вероятно, прекратит свое существование», – сказал Бычков.
Генеральный директор ЦДХ также рассказал, что передача этого здания Третьяковской галерее трактуется властями как восстановление исторической справедливости и предположил, что ничего плохого с этим зданием не произойдет. Это будет большой центр современного искусства.
«Но для этого пришлось пожертвовать такой центральной институцией под названием Центральный Дом Художников», — заметил Бычков.
По словам Бычкова, ЦДХ является единственным в стране художественным центром, существующим на собственные деньги, который не получал и не получает ни копейки из бюджетных средств.
«Это культурная машина, которая работала на протяжении многих лет, исправно платила немалые налоги. Мы посчитали, что только за последние пять лет комплекс заплатил порядка 1,5 млрд рублей налогов в бюджет», – рассказал Бычков.
Стоит отметить, что слухи по поводу того, что ЦДХ прекратит свое существование, появились еще летом 2008 года, когда «родился» проект «Апельсин», вызвавший в обществе широкий резонанс. Тогда же был создан Общественный Совет по культурным центрам, в результате чего здание ЦДХ удалось отстоять, но только на десять лет.