Московскому троллейбусу – 85 лет: эксперт о перспективах развития электротранспорта в России
Московская троллейбусная сеть отмечает сегодня свое 85-летие. Долгие годы она была крупнейшей в мире по длине контактной сети и числу подвижного состава. Однако технический прогресс неминуемо вытесняет этот вид общественного транспорта с улиц наших городов. Будущее — за электробусами и троллейбусами на автономной тяге с подзарядкой по пути следования, считает директор Центра исследования транспортных проблем мегаполисов НИУ ВШЭ Константин Трофименко.
Сегодня отмечает юбилей московский троллейбус. Ровно 85 лет назад, 15 ноября 1933 года, на улицах столицы появился этот вид пассажирского транспорта. Троллейбус — исторический вид транспорта не только для москвичей, но и для жителей многих городов России и бывшего СССР. Это целая эпоха в развитии общественного транспорта.
Особенно активно троллейбусы входили в нашу жизнь в пятидесятые-шестидесятые годы. Москва и другие мегаполисы СССР развивались, и ни одна значимая магистраль крупного города уже не могла существовать без этого вида транспорта. Троллейбус стал своего рода визитной карточкой любого мегаполиса. Так, по Санкт-Петербургу троллейбусы возят горожан с 1936 года, а в Крыму междугородний маршрут из Симферополя в Ялту был открыт 1959-ом. И до сих пор многие туристы предпочитают этот вид общественного транспорта во время путешествия по полуострову.
Как отметил директор Центра исследования транспортных проблем мегаполисов НИУ ВШЭ Константин Трофименко, в довоенные и послевоенные годы появление троллейбуса было очень важной инновацией в сфере городского хозяйства.
«По сравнению с автобусами тех времен, с весьма несовершенными двигателями внутреннего сгорания, электротранспортные средства с подключением к контактной сети позволяли сделать перевозки более эффективными, именно поэтому троллейбусам и отдалось предпочтение. Их ставили на все магистральные маршруты, Они стали непременным атрибутом всех больших проспектов наших городов. Где-то троллейбусы заменили трамваи. Это был очень прогрессивный и полезный вид транспорта», — вспоминает Трофименко.
По данным из открытых источников известно, что пик востребованности этого вида электротранспорта в РФ пришелся на 1995 год. Именно тогда московские троллейбусы перевезли за год 1582,2 млн пассажиров, а по всей стране их услугами воспользовались 8474,6 млн россиян.
Что касается сегодняшних реалий, то, констатировал Трофименко, число троллейбусов в мире кардинально сокращается, и это вполне закономерный процесс.
«Троллейбусные сети, которые были установлены 80-50 лет назад, демонтируются. В основном это связано с экономическими причинами. Несмотря на то, что обслуживать троллейбусы гораздо дешевле, чем автобусы, в мире осталось очень мало производителей этого вида электротранспорта. В этом сегменте нет такого обилия предложений, как на рынке автобусов и электробусов. Я думаю, что, скорее всего, именно этот факт повлияет на уход этого троллейбусов из нашей жизни», — полагает Трофименко.
Эксперт отмечает, что идея создания электробусов, о которых так часто говорят последнее время, такая же старая, как и троллейбусы. Просто раньше не было технологий, позволяющих разработать дешевый, долговечный и легкий по массе аккумулятор для такой машины, а сейчас такие технологии есть.
«В самом скором времени, учитывая объемы рынка, произойдет замена троллейбусов электробусами. Возможно, это будет некий гибрид с зарядкой и аккумулятором. Именно в этом направлении идет технический прогресс в сфере городского транспорта. Думаю, что в ближайшее десятилетие троллейбус практически полностью не исчезнет с улиц российских городов, но позже его все-таки вытеснят электробусы и троллейбусы на автономном ходе с подзарядкой по пути», — считает Трофименко.
Москва в этом смысле движется в рамках мирового тренда. Первые 200 электробусов должны появиться на улицах столицы в конце этого года. Далее московские власти планируется закупать по 300 электробусов в год.