Мог исчезнуть, но выстоял и стал российским: 5 фактов о Lada Largus
Содержание:
АвтоВАЗ перезапустил производство Lada Largus на площадке в Ижевске
Корреспондент Autonews.ru побывал на торжественной церемонии старта производства Lada Largus и выяснил, в чем ижевский универсал оказался лучше тольяттинского
Производство Lada Largus
Выпуск популярного универсала Lada Largus возобновился на заводе «Лада Ижевск». Спустя два года после остановки сборки модели в Тольятти автомобиль сменил прописку и стал почти полностью отечественным.
Перезапуск производства популярного бюджетного универсала Lada Largus состоялся на ижевской площадке АвтоВАЗа 15 мая 2024 года. Этот автомобиль на платформе В0 является совместной разработкой СП «Renault-Nissan-АвтоВАЗ», однако права на него принадлежат российской компании. Развитием и модернизацией универсала изначально занимались отечественные специалисты.
Первый универсал Lada Largus сошел с конвейера АвтоВАЗа 17 июня 2011 года, а последний для тольяттинской площадки — в августе 2023 года. Весной 2022 года в связи с логистическими трудностями и отсутствием комплектующих выпуск модели был фактически заморожен, а будущее автомобиля оказалось под вопросом. В августе 2023 года автогигант смог собрать из остатков комплектующих ограниченную партию в 650 экземпляров. Все машины этой серии комплектовались ВАЗовским 1,6-литровым 8-клапанным двигателем мощностью 90 л. с. Ажиотажный спрос на Largus и отсутствие альтернатив на рынке привели к росту стоимости автомобиля до более чем 2 млн рублей, но и этот факт россиян не смущал: к концу марта 2024 года абсолютно все выпущенные машины нашли покупателей. За 11 лет в Тольятти было произведено более 500 000 единиц универсала в пассажирской и в коммерческой версиях, с 5- и с 7-местным салоном.
Оставшись без ключевых поставщиков компонентов, АвтоВАЗ к весне 2022 года был вынужден полностью перестраивать производственные процессы, урезать модельный ряд и заново налаживать логистику. Очевидным стал переизбыток производственных площадей. В связи с этим руководством компании было принято радикальное решение о переносе производства флагманской Lada Vesta из Ижевска в Тольятти. Взамен заводу в столице Удмуртии передали Largus с неочевидной на тот момент дальнейшей судьбой. В планах значилось возобновление выпуска, притом автомобиль должен был получить полностью электрическую версию и фактически стать самым российским серийным электрокаром. По всей видимости, эти планы скоро сбудутся.
Факт 1: Lada Largus смогла вернуться
Производство Lada Largus
На момент заморозки производства Lada Largus в 2022 году на фоне разрыва отношений с западными поставщиками и партнерами заявления АвтоВАЗа о переносе модели на площадку в Ижевск были похожи, скорее, на фарс. Крайне низкие объемы производства и реализации машин (за год продано 188 645 автомобилей) намекали на необходимость избавляться от лишних сотрудников и конвейеров. Завод в Удмуртии оказался в шаге от закрытия. В сентябре 2023 года с официального сайта Lada даже пропали цены на универсал — с ним фактически попрощались.
Но худшие опасения не оправдались. Автогигант при участии Минпромторга смог найти заемные средства (ранее глава компании Максим Соколов один лишь перенос модели оценивал в 2 млрд рублей), отыскать новых поставщиков компонентов и перезапустить производство бестселлера — уже в Ижевске. К маю 2024 года в ходе отработки технологических процессов и обучения персонала АвтоВАЗ собрал опытную партию из 80 универсалов, а с середины месяца запустил конвейер. На начальном этапе собирается всего по две машины в час, однако уже в июне производитель рассчитывает начать выпускать в десять раз больше, а далее — поднять планку еще выше, до 25 Lada Largus в час.
Производство Lada Largus
С возобновлением выпуска универсала Lada Largus тольяттинский автогигант официально завершил восстановление полной, «докризисной» модельной линейки. Притом сделал это не ради инфоповода или галочки: на заводе «Лада Ижевск» помимо первого пассажирского универсала и фургона корреспондентом Autonews.ru были замечены десятки автомобилей в процессе сборки.
Пока универсалы красят только в два оттенка — белый и серебристый, но в перспективе палитру расширят до пяти цветов: «Ледниковый», «Платина», «Пантера», «Борнео» и «Кориандр».
В движение Largus по-прежнему приводятся двумя различными моторами: 8-клапанным мощностью 90 л. с. и 16-клапанным мощностью 106 л. с. В трансмиссии применена безальтернативная 5-ступенчатая «механика».
Факт 2: модель Lada Largus отныне российская
Производство Lada Largus
Параллельно с переносом модели Lada Largus из Тольятти в Ижевск АвтоВАЗ смог локализовать производство широкого перечня компонентов непосредственно на месте сборки автомобиля.
В ходе торжественной церемонии перезапуска производства директор по продуктам и программам АвтоВАЗа Олег Груненков подчеркнул, что с сентября 2023 года на предприятие «Лада Ижевск» было перемещено, смонтировано и включено в работу свыше 1 200 единиц оборудования. В настоящее время в Удмуртии производятся все лицевые панели кузова (крыша, двери, капот, задние крылья и так далее). На месте планируется освоить штамповку 60 деталей. Ряд других крупных элементов кузова пока штампуется в Тольятти. В перечень уже освоенных поставщиками деталей входят 235 наименований мелкой и средней штамповки для кузова и подвески. «Это очень большая локализация на площадках наших поставщиков», — подчеркнул Груненков.
Производство Lada Largus
В компании отметили, что в процессе подготовки к перезапуску производства универсала российским поставщикам пришлось освоить выпуск более 600 деталей. Прежде, до 2022 года, около 760 деталей были отечественными, а 830 — импортными. Теперь Российских деталей в модели порядка 1 400, однако всевозможные мелкие элементы поставляются из дружественных стран (140 деталей крепежа пока не замещены). Все новые компоненты прошли полный цикл валидации и испытаний по внутренним стандартам АвтоВАЗа. Теперь автомобиль почти на 90% состоит из российской компонентной базы.
Факт 3: универсал Lada Largus качественный
Lada Largus
Представители АвтоВАЗа считают, что смена поставщиков, локализация компонентов и перенос производства не только не привели к снижению качества автомобиля Lada Largus, но и позволили его поднять. Дольше всего доводить пришлось тормоза, АБС и системы пассивной безопасности. Антиблокировочная система отныне поставляется костромским предприятием «Итэлма», в перспективе появится ранее недоступная система ESP. Уже в базовом оснащении все универсалы получат кондиционер — без этой опции машины выпускать не будут в принципе. Во всех «Ларгусах» есть водительская подушка безопасности.
По словам главы АвтоВАЗа Максима Соколова, технология производства модели осталась прежней. Сварку кузовов начали отлаживать еще в январе. Судя по «живым» машинам, замеченным на автосборочной линии завода «Лада Ижевск», снижения качества не произошло: все экземпляры хорошо окрашены, а зазоры между панелями кузова, по ощущениям, стали ровнее и уже.
Lada Largus
И еще одна приятная новость для потенциальных покупателей: на ижевском «Ларгусе» уже не нужно будет менять передние рычаги подвески целиком при износе шаровой опоры. Если раньше шаровая запрессовывалась в рычаг и не подлежала замене, то теперь такая замена возможна: специалисты разработали новую опору со стопорным кольцом на базе детали от модели Lada Vesta, на которой она уже смогла себя отлично зарекомендовать: ресурс оценивается не менее чем в 100 000 км пробега.
Факт 4: Lada Largus станет «электричкой»
На старте производства завод «Лада Ижевск» будет собирать четыре версии модели: минимальную Classic и Classic с дополнительным пакетом, в который войдут литые колесные диски и элементы декора), модификация с 16-клапанным двигателем и базовый фургон. Осенью станут доступны комплектация Comfort с 7-местным салоном и Cross-версия. В 2025 году на рынок должна поступить газовая версия, но еще раньше, в III квартале текущего года, появится самая локализованная «электричка» в России — на базе Lada Largus.
Производство Lada e-Largus
Ходовые испытания перспективного e-Largus стартовали в 2023 году. Электрическую версию планируется собирать в двух вариантах кузова: пассажирской и коммерческой. Технических подробностей о новинке пока довольно мало, однако, по словам Олега Груненкова, «электрический Largus станет самым локализованным электрокаром в России: весь кузов, интерьер и подвеска с небольшими изменениями от бензинового Largus будут полностью применяться на e-Largus». А вот гибридную модификацию модели создавать на АвтоВАЗе пока не планируют.
Кстати, ранее сообщалось, что Lada e-Largus получит лучший в мире аккумулятор. Устройство создано в России: компания «Системы Автономной Энергии» представила компонент, не имеющий аналогов. По большинству показателей этот аккумулятор превосходит зарубежные образцы.
Lada e-Largus
Факт 5: Lada Largus останется бестселлером
До начала геополитических изменений, в январе 2022 года, приобрести базовую модификацию Lada Largus можно было за смешную по сегодняшним временам сумму — 830 000 рублей. Последние универсалы тольяттинской сборки покупались россиянами уже за более чем 2 млн. «Ларгусы» из Ижевска обещают стать недорогими: в 1 660 000 рублей оценили пассажирскую модификацию Classic, а в 1 670 000 рублей — фургон. К осени в продаже появится модификация Comfort за 1 760 000 рублей.
Сравнение прайсов за 2022 (январь) и 2024 год (май) говорит о двукратном подорожании, однако эксперты, опрошенные Autonews.ru, сходятся во мнении, что Largus в любом случае останется бестселлером. Реальных конкурентов у него просто нет.
Интерьер Lada Largus
«Перезапуск производства Lada Largus — очень важное событие. Хотя бы потому, что эту машину давно ждали, машина популярная. Пусть она не новая, но очень востребованная. За 10 лет производства в России продали более полумиллиона таких автомобилей, и они всегда входили в первую десятку продаж. Ну и то, что производство перезапустили — это здорово, потому что сегмент пустой совершенно. Сегмент большого универсала 5–7-местного, сегмент небольшого коммерческого автомобиля. Это все про Lada Largus. Цена пока объявлена очень даже адекватная, главное удержать эту цену, и тогда автомобиль будет очень популярен на нашем рынке», — считает автоэксперт, партнер аналитического агентства «Автостат» Игорь Моржаретто.
В беседе с Autonews.ru Олег Груненков пояснил, что отказываться от многообразия платформ и переводить Largus на свою «тележку» АвтоВАЗ не планирует. По его словам, именно в многообразии и заключается конкурентное преимущество: каждый покупатель найдет именно «свою» модель. Перенос производства универсала на платформе B0 на площадку в Удмуртии позволит ижевскому предприятию собирать до 100 000 экземпляров в год, при этом возможно развитие линейки за счет новых модификаций и моделей.
Материалы по теме: