Моцарт киномузыки: 90 лет Эннио Морриконе
В честь дня рождения великого композитора «Пятый канал» вспоминает основные вехи его творческого пути.
Смотрите также:
«Я за естественную красоту» — знаменитый Пьер Гаран рассказал, каких женщин предпочитает
ВКонтактеFacebook Одноклассники Twitter
В начале славных дел.
Эннио родился в семье джазового музыканта Марио Морриконе и домозозяйки Либеры Ридольфи. С девятилетнего возраста проходил обучение в консерватории Святой Цецилии в Риме, закончив ее спустя 11 лет с тремя дипломами. Уже в 16 лет играл в том же ансамбле, где прежде выступал его отец — группа выступала в ночных клубах столицы Италии. Вскоре, совмещая работу с учебой, начинает сочинять музыкальные произведения для театральных постановок, радио и телевидения.
23 августа 1961 году на экраны Италии вышла комедия Лучано Сальче «Фашистский вожак», в котором Эннио Морриконе впервые был указан как композитор. Многие из фильмов, над которыми работал будущий лауреат премии «Оскар» в начале своей карьеры, благополучно забыты — это были предназначенные сугубо для внутреннего проката самобытные комедийные ленты, крайне популярные в итальянских кинотеатрах. Из списка посредственных картин выделяется только драма «Перед революцией» (1964) Бернардо Бертолуччи. Настоящим прорывом стали плоды сотрудничества с бывшим одноклассником Морриконе, режиссером Серджио Леоне.
1964–1969 гг.
Ничто не предвещало той революции, которую совершил в своем жанре фильм «За пригоршню долларов». Снятая в Испании за скромную сумму (200 тыс. $) картина сделала звездами мирового кинематографа и ее режиссера, и молодого Клинта Иствуда. Итальянский постановщик смог вдохнуть новую жизнь в угасающий жанр вестерна, успех которого у зрителей неуклонно падал с конца 50-х годов. Показаный с иронией и без лишнего пиетета мир Дикого Запада со всей его жестокостью и беззаконием, стал первым серьезным шагом в сторону полной ревизии вестерна на его исторической родине — вскоре режиссеры независимого Голливуда Сэм Пекинпа, Артур Пенн, Ральф Нельсон и Роберт Олтмен пойдут по стопам Леоне и окончательно расправятся с мифом о «благородных переселенцах».
Такой же революцией в музыке стал саундтрек к «Пригоршне долларов» за авторством Морриконе. В отличие от каноничных для вестернов того времени вокальных патрий композитор использовал необычные инструменты — электрогитары, колокольчики и флейту пана. Огромный успех фильма во многом обязан оригинальному подходу Морриконе к его музыкальному сопровождению. Творческий дуэт двух бывших одноклассников продлится вплоть до смерти Леоне, случившейся незадолго до начала съемок «900 дней» по мотивам одноименного блокбастера Гаррисона Солсбери. Следующей совместной работой Морриконе и Леоне после «Пригоршни долларов» стали еще более успешные «На несколько долларов больше», «Хороший, Плохой, Злой» и «Однажды на Диком Западе». Эти фильмы стали эталоном так называемых «спагетти-вестернов», снятых в Европе итальянскими и испанскими режиссерами.
На волне успеха «долларовой трилогии» Морриконе продолжает все 60-е плодотворно работать не только в жанровом кино, но и в авторском. Музыка композитора украшает такие шедевры, снятые в этот период, как «Битва за Алжир» (1966) Джилло Понтекорво, «Кулаки в кармане» (1965) Марко Беллоккьо, «Теорему» (1969) Пьера Паоло Пазолини и многие другие ленты.
1970 — 1979-е гг.
Начало этого периода характеризуется как самый экспериментальный период в карьере композитора. С 1971 года Морриконе был участником авангардного джаз-бэнда «Gruppo di Improvizzaione Nuova Consonanza», которым были записаны одни из его самых новаторских саундтреков. После того, как стала угасать коммерческая прибыльность вестернов в Италии, фаворитами кинопрокаты стали изысканно снятые триллеры с элементами фильма ужасов, так называемые джалло. Сенсацией итальянского проката 1970 года стала «Птица с хрустальным оперением» Дарио Ардженто, которую посмотрели 3,67 млн. зрителей. В своем саундтреке к этому фильму Морриконе совмещает как экспериментальные, так и традиционные приемы с импровизацией, добиваясь гармоничного соответствия музыки происходящему на экране.
В 70-е Морриконе достигает колоссальной продуктивности, выпуская до 20 альбомов киномузыки в год. Композитор активно работает за рубежом, сотрудничая с известными французскими режиссерами (Анри Вёрней, Эдуар Молинаро) и американскими (Дон Сигел, Теренс Малик, Джон Бурмен).
1980-1989-е гг.
Парадоксально, но даже после нескольких десятков лет сотрудничества с режиссерами Голливуда, Морриконе так и не выучил английского языка и никогда не покидал Рима, сочиняя музыку. Это не мешало ему стать в 80-е годы одним из самых востребованных на Фабрике грез композитором. С 1979 года он был пятикратно номинирован на премию «Оскар» в категории «Лучший оригинальный саундтрек, но вплоть до 2016 года этой наградой маэстро обходили. Особенно вопиющим было игнорирование членами Американской киноакадемии одной из лучших работ Морриконе, музыки к «Миссии» (1986) Ролана Жоффре, композиции из которых до сих пор включены практически в каждый концерт композитора.
Как и в родной Италии, Морриконе находится вне всяких рамок жанра: он с одинаковой продуктивностью работает как с мастерами уровня Романа Полански и Брайана де Пальмы, так и с ремесленниками вроде Ричарда Флайшера. В этот период создается его эпохальный саундтрек к «Однажды в Америке» Серджио Леоне, главная тема из которого мгновенно после выхода фильма на экран стала шлягером. Следующим грандиозным совместным проектом творческого дуэта должен был стать упомянутая выше экранизация «900 дней» снятая в копродукции с СССР. Скоропостижная смерть режиссера поставила крест на этих планах — ни Алексей Герман, которому предлагали осуществить постановку, ни Джузеппе Торнаторе, которому завещал свой фильм сам Леоне, не смогли взвалить на себя груз этой неподъемной задачи.
1990 — 2000-е гг.
К началу 1990 года Морриконе уже был автором нескольких сотен саундтреков, продолжая пользоваться неизменным успехом у ведущих режиссеров всего мира. Несмотря на это, Американская киноакадемия по-прежднему обходила Морриконе главной голливудской кинонаградой. Справедливость восторжествовала в 2007 году, когда композитор стал лауреатом «Оскара» за выдающиеся заслуги в кинематографе. Символичным было то, что награду ему вручал Клинт Иствуд, прославившийся в ранних фильмах Серджио Леоне.
Ярым поклонником Эннио Морриконе всегда был культовый американский режиссер Квентин Тарантино. Звезда независимого кинематографа мечтал поработать со своим кумиром еще со времен «Криминального чтива», но у заслуженного композитора не находилось времени или желания. Несмотря на то, что Морриконе неоднократно негативно высказывался о манере Тарантино использовать его музыку в своих фильмах, они договорились о полноценном сотрудничестве на «Омерзительной восьмерке» (2015). Итогом стал первый в карьере композитора «Оскар» за оригинальную музыку, которая включена в репертуар выступлений в рамках мирового тура, посвященного 60-летию композиторской деятельности Морриконе.
По просьбе автора статьи, своими воспоминаниями о Морриконе поделился с «Пятым каналом» знаменитый итальянский сценарист Эрнесто Гастальди («Однажды в Америке», «Странный порок госпожи Уорд», «Плеть и тело»):
— Я знаком с Эннио с тех пор, когда он работал над «Пригоршней долларов» под псевдонимом «Дэн Савио». Он также написал музыку к первому из фильмов по моему сценарию. Мне, сценаристу, нечасто приходилось видеть Эннио Морриконе, так что на работе мы с ним пересеклись всего раз, на «Меня зовут никто» Тонино Валерии, продюсером которого был Серджио Леоне. Морриконе писал и для других фильмов, сценарии к которым написал я или приложил к ним руку. Мне особенно нравится его работа в «Почти человеке» Умберто Ленци. Эннио Морриконе, как известно всем, великий человек.
Ранее в интервью «Пятому каналу» Эннио Морриконе рассказал о современной музыке, работе с Серджио Леоне и Владимиром Хотиненко и миссии художника в мире.
Руслан Ахметов