Все, что случилось в мире за последние сутки, также события в экономике и обществе, спорте и шоу бизнесе, новинки автопрома и многое другое на страницах нашего блога!

Министры правительства Медведева поделили Россию, словно «дети лейтенанта Шмидта»

Министры правительства Медведева поделили Россию, словно «дети лейтенанта Шмидта»

Для бедных регионов выбрали новых «смотрящих»

 

Антон Чаблин

 

Министры правительства Медведева поделили Россию, словно «дети лейтенанта Шмидта»

Фото: Александр Астафьев/пресс-служба правительства РФ/ТАСС

Материал комментируют:

Министры правительства Медведева поделили Россию, словно «дети лейтенанта Шмидта»

Константин Калачев

 
 

 

В преддверии Единого дня голосования, который может оказаться для него провальным, Кремль судорожно изобретает новые «подпорки» для обрушающейся «вертикали власти». Очередная идея — направить в самые отстающие регионы персональных кураторов из федерального правительства. У экспертов и населения — скепсис…

От депрессии до профанации — один шаг

Минэкономики, которое возглавляет вечно пышущий оптимизмом Максим Орешкин, определило 10 самых отстающих регионов страны — среди них, в частности, Республика Алтай, Карелия, Тыва, Адыгея, Чувашия, Марий Эл, Алтайский край, а также республики Северного Кавказа.

Составляли список бесхитростным способом, подсчитав самые низкие подушевые доходы населения и самые низкие инвестиции, самые высокие уровни бедности и безработицы. А вот каким образом определяли регионы, которыми займется тот или иной федеральный чиновник, — непонятно.

Сам Максим Орешкин оставил за собой целых три региона — Республику Алтай, Карелию и Тыву, его коллеге Дмитрию Патрушеву из Минсельхоза почему-то досталась Адыгея, а например, министр строительства Владимир Якушев заполучил Марий Эл. Ну, а «куратором кураторов» будет вице-премьер Виталий Мутко — ему должны докладывать о своих достижениях федеральные министры.

 

При этом депрессивные республики Северного Кавказа отдельного «шефа» так и не получат: ими, как и прежде, будет заниматься Минкавказа во главе с Сергеем Чеботаревым. Недавно он, кстати, объявил, что до конца года будет принята некая новая «Концепция социально-экономического развития» округа, одна из задач которой — повысить до среднероссийского уровня показатели социально-экономического развития. Чеботарев пообещал, что для разработки «Концепции» создадут рабочую группу. Ну, в общем, все как всегда: новые чиновничьи «посиделки», бюджетные траты, а что в итоге?!

В других регионах федеральные «кураторы» взялись за дело, кажется, более ответственно. Скажем, министр промышленности и торговли Денис Мантуров, который теперь «шефствует» над Чувашией, 13 июня устроил совещание с главой региона Михаилом Игнатьевым. Договорились, что будет разработана некая «дорожная карта» ускоренного развития. Странно только: а что мешало ее разработать и принять раньше?!

Не до конца понятно, как будет работать новая система. Из путаных объяснений чиновников можно понять, что каждый «шеф» будет регулярно наезжать в «свой» регион, выявляя самые важные для развития проекты. И опять-таки одни вопросы. Если продвигать их будут в «ручном» режиме, то сразу возникнут подозрения в коррупционной составляющей. Либо в непрофессионализме чиновников: каким образом, например, министр сельского хозяйства Патрушев оценит адекватность адыгейских проектов в сфере туризма и промышленности?!

Читать также:
США начинают веселить Бога и Россию

 

 

Министры правительства Медведева поделили Россию, словно «дети лейтенанта Шмидта»

Новые кураторы неспособны решить старые проблемы регионов

Назначение «кураторов» регионов — идея для Кремля не новая. Достаточно напомнить, как в 2005 году полпредом президента на Дальнем Востоке оказался Камиль Исхаков, бывший мэр Казани, который сразу же пригласил туда своих прежних подчиненных. Два года назад из передового Татарстана в отстающий Дагестан пригласили нового председателя правительства Артема Здунова.

Комментируя назначения, во время подхода к прессе глава республики Владимир Васильев нахваливал татарских коллег: «Всегда нужно учиться у тех, кто впереди. Татарстан контролирует свой бюджет так, что нам поучиться надо. Они завели около 100 показателей и в режиме реального времени контролируют расход бюджетных денег. Нам этого так не хватает!».

Но были и куда менее успешные примеры. Скажем, в сентябре 2018 года врио губернатора Приморского края назначили Олега Кожемяко, который к тому времени успел «порулить» еще тремя дальневосточными регионами. А заодно центр ДФО был перенесен из Хабаровска во Владивосток, что гарантировало городу дополнительное федеральное финансирование. Выборы Кожемяко с горем пополам выиграл, но народной любовью так и не заручился…

 

— Персональное «кураторство» для продвижения проектов развития, для повышения эффективности и качества регионального управления внешне выглядит вполне привлекательным. Министром как бы предстоит стать драйверами развития отсталых регионов, защитниками и лоббистами их интересов. Вроде все неплохо. Но, как обычно, благие намерения разобьются о наши реалии, — сомневается в жизнеспособности нового механизма руководитель «Политической экспертной группы» Константин Калачев.

«СП»: — И с какими проблемами, думаете, это может столкнуться?

— Начнем с того, что у самих министров разный аппаратный вес и разные возможности. Больше всех тут повезло Курганской области, над которой взял шефство министр финансов Антон Силуанов.

Понятно, что нацпроекты надо как-то реализовать, а как именно, не все понимают. С ресурсами у отстающих регионов беда. Потому теперь к кураторам из администрации президента и кураторам неофициальным добавятся еще и формальные — от правительства. Но «шефство» министра над регионом и персональная опека отдельных губернаторов не решает системных проблем.

У нас ведь и раньше были министры-кураторы, хотя это и не было формализовано. Разве Сергей Шойгу не был неформальным куратором Тывы? И что? Как была Тыва одним из самых бедных регионов, так и остается.