Все, что случилось в мире за последние сутки, также события в экономике и обществе, спорте и шоу бизнесе, новинки автопрома и многое другое на страницах нашего блога!

«Курагино – Кызыл» отправили на пересдачу

«Курагино – Кызыл» отправили на пересдачу

Сроки начала строительства железной дороги в Туву снова сдвигаются. Федеральные чиновники раскритиковали качество проектной документации, заявив, что она требует корректировки.

Скептики оказались правы в очередной раз: и в этом году реализация масштабного инфраструктурного проекта не начнется. Железная дорога от станции Курагино в Красноярском крае до столицы Тувы города Кызыл в вялотекущем режиме строится уже второй десяток лет – сооружен ряд объектов, а также проложен километр полотна из 400 с лишним запланированных. «Век» сообщал ранее, что инвесторы рассчитывали на старт полномасштабного развернутого строительства в четвертом квартале этого года. Формально, конечно, время для этого еще есть. Но стоит быть реалистами.

Проблема долгостроя обсуждалась на последнем заседании Межрегиональной ассоциации «Сибирское соглашение», которое прошло в конце октября. Неожиданным для многих стало выступление полпреда президента в СФО Сергея Меняйло, заявившего, что при текущем состоянии ПСД стройка не начнется ни за что. «Документация была готова в 2014 году, но составлена так, что до сих пор нет возможности получить разрешение на строительство. С этим проектом перспективы начала работ весьма призрачны», — заявил полпред. И, как дополнил первый замминистра строительства и ЖКХ РФ Леонид Ставицкий, в первую очередь требуется изменение количества мостов на будущей железнодорожной трассе. Не понятным, правда, осталось, в какую сторону. Либо ранее построили лишние, либо на предполагаемой трассе неожиданно обнаружились новые места, где необходимо сооружать мостовые переходы. В обоих случаях профессионализм проектировщиков вызывает сомнения. С чем в тактичной форме соглашается и замминистра: «К сожалению, у нас сегодня проектное дело находится на достаточно низком уровне. Качество проектной документации, которая поступает на экспертизу, низкое». Причина нестыковок в документации, возможно, кроется в истории этой мегастройки. Проект несколько раз менял инвесторов и конфигурацию. Впервые о нем заявили еще в начале 2000-х. По первоначальным планам трассу уже давно должны были сдать в эксплуатацию. Символический старт работам – забивание золотого костыля был дан еще в конце 2011 года. В Туву для этого специально прилетал президент РФ Владимир Путин. Но на этом все закончилось. Длина трассы, напомним, составит 410 км. Сейчас весь проект оценивается в 270 млрд. рублей. Больше половины — стоимость непосредственно железнодорожной ветки. Остальное — затраты на возведение ГОКа на Элегестском угольном месторождении и погрузочного терминала во Владивостоке. Основными участниками строительства являются государство и АО «Тувинская энергетическая промышленная корпорация». Тувинский уголь планируется везти на экспорт. Плановый объем перевозок оценивается в 15 млн. тонн в год.

Меняйло предложил создать при Минстрое РФ рабочую группу по курагинскому проекту, чтобы ускорить его начало, и объявить приоритетным для Сибири. Но у тех, кто наблюдает за сюжетом давно, складывается стойкое ощущение, что железная дорога до Тувы превратилась в своеобразный чемодан без ручки, за который никто не хочет браться. И все заминки с началом строительства связаны в первую очередь с отсутствием финансирования. Скажи государство: «Строить будем непременно», никакие недочеты в ПСД не послужили бы причиной очередной паузы. А в истории России еще не было примеров, чтобы средства в прокладку железных дорог в таких объемах вкладывали исключительно частные лица. На сегодняшний момент федеральный бюджет сконцентрировался на модернизации БАМа и Транссиба. В частности, обсуждается возможность строительства второй очереди Северомуйского тоннеля в Бурятии. А это, как минимум, 100 млрд. рублей. Зазвучали мнения, что от железной дороги в Туву вообще стоит отказаться. Об этом, в частности, недавно заявил спикер Верховного совета Республики Хакасия Владимир Штыгашев. По его мнению, ресурсы лучше сконцентрировать на расширении существующего южносибирского железнодорожного хода Новокузнецк — Абакан — Тайшет. Примечательно, кстати, что бывший глава РХ Виктор Зимин, по его недавнему заявлению, получил предложение занять пост заместителя начальника РЖД, где он будет курировать как раз проект «Курагино – Кызыл».

Читать также:
Покров Пресвятой Богородицы — лучшие поздравления в стихах

Но мнения в поддержку проекта, безусловно, как и раньше, перевешивают. По понятным причинам Тува, разумеется, выступает «за». Хотя бы с точки зрения межрегиональной мобильности населения, которая сейчас ограничена горными перевалами. В прошлом году желание присоединиться к проекту изъявила Монголия. Власти этой страны предлагают тянуть ветку от себя навстречу, чтобы встретиться в Кызыле. Кроме того, с прошлого года «курагинский» проект является частью мегапроекта «Енисейская Сибирь», который ранее анонсировали власти Красноярского края, Тувы и Хакасии. Он подразумевает несколько масштабных строек, связанных с транспортом, металлургией и АПК.

«Это первый прецедент в новейшей истории, когда комплексно подошли к планированию макрорегиона. Будет подписан отдельный нормативный акт правительства РФ. Мост, железная дорога, северный кластер, аграрный, переработка алюминия — в них я не сомневаюсь. Они выгодны, они получили все санкции», — считает министр экономического развития Красноярского края Егор Васильев. «Необходимость строительства железнодорожной магистрали никем не оспаривается. Вопросы — в деталях. Сейчас надо сделать так, чтобы дорога отвечала потребностям сибирских регионов и России в целом, делу продвижения интересов нашей страны в сотрудничестве с государствами АТР и Южной Азии. Поэтому, если нужна корректировка проекта, ее сделают. После этого развернется строительство, сомнений в этом нет. Этот аспект закреплен во всех федеральных документах. Если смотреть на прогнозы потребления наших ресурсов, товаров высокого передела на мировых рынках, без магистрали не обойтись, — заявил «Веку» депутат Госдумы, бывший вице-премьер правительства Красноярского края Виктор Зубарев.