Все, что случилось в мире за последние сутки, также события в экономике и обществе, спорте и шоу бизнесе, новинки автопрома и многое другое на страницах нашего блога!

Кто стал прообразами для «странной картины» гениального Тициана? Удивительные аллегории живописи

Тициан Вечеллио. Автопортрет. / «Аллегория Времени, которым управляет Благоразумие».

Еще при жизни Тициан Вечеллио да Кадоре был удостоен современниками звания «Короля живописцев и живописца королей». Его считали лучшим портретистом своего времени, а быть запечатленным на его холсте — означало обрести вечное бессмертие. Кого же увековечил великий Тициан на аллегорическом полотне позднего периода, — далее в обзоре.

Автопортрет. Автор: Тициано Вечелио.

Тициан прожил долгую и плодотворную творческую жизнь, которая охватила период почти в три четверти бурного 16 века. Ему выпало пережить и годы наивысшего расцвета, и годы глубочайшего кризиса всей культуры Возрождения Италии. Будучи широко востребованным, он выполнял заказы королей и Римских Пап, кардиналов, герцогов, князей и был признан лучшим живописцем Венеции, когда ему не было и 30 лет. Художественное наследие этого гениального мастера великой эпохи по своим масштабам превзошло творчество Леонардо да Винчи, Рафаэля и Микеланджело, вместе взятых.

«Аллегория Времени, которым управляет Благоразумие».(1565—1570). 75,6 х 68,7 см. Автор: Тициано Вечелио.(Лондон, Национальная галерея).

В глубокой старости, доживая свои дни в одиночестве и переосмысливая пережитое, Тициану, по-видимому, вспомнилась его давняя картина-аллегория «Три возраста» (1512) и в ответ своим размышлениям художник написал необычное полотно «Аллегория Времени, которым управляет Благоразумие», в верхней части которого он начертал на латыни: «Ex praeterito praesens predenter agit, ni futurum actione deturpet», что в переводе гласит: «Опираясь на прошлое, настоящее поступает благоразумно, чтобы не навредить будущему». Это послание, являющееся ключом к расшифровке аллегории этого полотна, и саму картину следует трактовать как завещание Тициана, обращенное к потомкам.

«Аллегория Времени, которым управляет Благоразумие». Фрагмент. Автор: Тициано Вечелио.

В отличие от «Трех возрастов», новая аллегория «Благоразумие» читается против часовой стрелки: слева — старец в красном колпаке, в центре — чернобородый зрелый мужчина, справа — юноша в профиль. Под этой триадой лиц изображено «трехглавое животное с головами волка, пожирающего прошлое; льва, олицетворяющего силу настоящего; собаки, пробуждающей лаем будущее».

До некоторого времени считалось, что на полотне были изображены: слева — Папа Юлий II или Павел III, в центре — герцог Альфонсо д'Эсте, справа — Карл V. Но исследователи творчества художника доказали, что работая над этой аллегорией, Тициан меньше всего думал об умерших когда-то правителях. И что не о смерти он размышлял, а о жизни, изображая себя и двух столь дорогих ему людей — любимого сына Орацио и юного племянника Марко Вечеллио.

«Аллегория Времени, которым управляет Благоразумие.»(1565—1570). Автор: Тициано Вечелио.

Тициан нашел неординарный способ выразить триединство Благоразумия на своем полотне. Образ мужчины зрелых лет мастер по праву сопоставил образу властного льва — правителя этого мира; доверчивого юношу — образу молодой собаки, несущей свою службу; мудрого старца, хорошо знающего жизнь, при том немощного и одинокого — образу волка.

Автопортрет. (около 1567 года). Автор: Тициано Вечелио. Прадо.

Как видим, ястребиный профиль Тициана, олицетворяющий прошлое, это то же лицо, что и на знаменитом автопортрете в Прадо, датируемый тем же периодом, что и «Аллегория». Тициану в то время было уже под 80. Понимая, что прошлое, как и будущее менее «реальны», нежели настоящее, художник все же изобразил его сияющим от избытка света.

В центре полотна — преданный сын Орацио Вечеллио, который, будучи прямой противоположностью своему порочному брату Помпонио, был верным помощником отца на протяжении всей его жизни. Тогда ему исполнилось 45 лет.

Третье же молодое лицо в профиль, олицетворяющее будущее, принадлежит племяннику художника — Марко Вечеллио, которого тот взял в дом и окружил заботой. К тому времени, когда Тициан писал «Аллегорию», ему было чуть более 20 лет. И, следовательно, он как бы выступает заключающим звеном трех поколений семьи Вечеллио.

Читать также:
Опрос Госдумы: игры, соцсети и Darknet — главные угрозы для молодежи в Интернете

«Аллегория Времени, которым управляет Благоразумие. Фрагмент. Автор: Тициано Вичелио.

В христианской иконографии трехглавый волк-лев-собака служит символом Благоразумия и трех его составных частей: memoria («память»), intelligentia («знание»), prudentia («опыт»). Язык символов использовали в своей работе многие художники, чтобы как можно точнее обозначить те или иные понятия, усилить выразительность образа. Этот прием использовал и Тициан не только в этой картине.

Картина-аллегория раннего тициановского периода «Три возраста»

«Три возраста».(1512). Автор: Тициано Вечелио. Национальная галерея Шотландии (Эдинбург).

Вышеупомянутое полотно «Три возраста», написанное мастером почти за полвека до «Аллегории», заключает в своем содержании пасторальные элементы, раскрывающие идею трех возрастов в жизни человека — младенчество, молодость и старость. Исходя из этого видим, что все образы вместе взятые заключают в себе иносказательное значение и «читать» их следует справа налево. А еще «Три возраста» – это история отношений двоих: мужчины и женщины. И совсем неслучайность здесь: два младенца, двое взрослых, два черепа.

«Три возраста». Фрагмент. Автор: Тициано Вечелио.

Разные этапы жизни художник передал в виде беззаботно спящих детей и маленького ангелочка, охраняющего их сладкий сон. Они символизируют начало жизненного пути, когда человек еще не знает, какие радости и печали ожидают его в будущей жизни. Но пока младенцы обнимают друг друга, между ними идиллия и еще нет половых различий.

«Три возраста». Фрагмент. Автор: Тициано Вечелио.

Уравновешивает левую часть полотна наполненная чувственным наслаждением влюбленная молодая пара в расцвете сил, расположившаяся под густой кроной деревьев. Они олицетворяют средину жизни, когда человек молод и полон сил, желаний, здоровья и энергии. Девушка как будто забирает у мужчины его флейту, его музыку, а вместе с флейтой символически забирает его душу и жизнь.

«Три возраста». Фрагмент. Автор: Тициано Вечелио.

В тициановскую эпоху в искусстве изображенные черепа выступали в качестве недвусмысленного символического напоминания о греховности человека, неизбежно наказываемой смертью. На третьем плане сидящий старец-отшельник с двумя черепами в руках символизирует, что ничто не вечно, не долог век молодой пары и, что жизнь каждого неизбежно подходит к концу.

Тициану путем объединения трех самостоятельных композиционных центров в единый смысловой, удалось воплотить в картине сложную философию бытия. И вместе с тем смысл этой аллегории прост – все мы рождаемся, чтобы потом умереть. И как видим, эта тема волновала Тициана на протяжении всего его творчества.

Последнее творение гениального мастера

«Пьета – Оплакивание Христа». Автор: Тициано Вечелио.

Тициан до самой смерти не выпускал кисть из рук. Даже в последний день, завершая свой земной путь, он оканчивал свое последнее творенье – «Пьета. Оплакивание Христа». Он успел даже его подписать: «Тициан сделал». Тут же завещал установить это полотно в часовне над своим надгробием и отдал распоряжение накрыть большой стол на множество персон, чтобы отдать дань уважения своим друзьям, ушедшим из жизни ранее. Но к поминальному ужину, который художник планировал провести в одиночестве, Тициан Вечеллио выйти так и не успел.

Тема пьеты была затронута многими художниками и скульпторами в эпоху Возрождения. Венцом творения Микеланджело Буонаротти — гениального мастера великой эпохи была скульптура из розового мрамора «Рietа». «Оплакивание Христа» (1499), потрясающая своей композицией и художественным исполнением.