Кроссоверы в Россию не пустят через Белоруссию. Виноваты новые санкции
Содержание:
Параллельный импорт машин с клиренсом от 165 мм через Белоруссию оказался закрыт
Новые санкции ЕС в отношении Белоруссии, распространяющиеся на легковые машины с клиренсом 165 мм и более, подтвердились. Редакция Autonews.ru разобралась в ограничениях
С 1 июля 2024 года в отношении Белоруссии начали действовать ограничения со стороны ЕС, призванные предотвратить обход санкций, ранее введенных против России. В частности, новый пакет призван закрыть лазейку, позволяющую юрлицам экспортировать санкционные машины через Белоруссию. Важные подробности об ограничениях раскрылись не сразу.
В начале июля в Сети начали появляться сообщения о запрете поставок в Белоруссию машин с дорожным просветом (клиренсом) 165 мм и более, то есть как минимум всех кроссоверов, однако в тексте опубликованного на официальном сайте Евросоюза «Регламента Совета ЕС об ограничительных мерах в связи с ситуацией в Белоруссии» от 29 июня информации о таких ограничениях не содержалось. Редакция Autonews.ru выяснила, что на самом деле произошло и действительно ли введен запрет.
С чего все началось
Первыми на важные ограничения, касающиеся импорта машин, обратили внимание блогеры и белорусские СМИ. По их утверждениям, к ранее действовавшему запрету на поставки в республику машин с моторами объемом более 1,9 л и гибридов добавились запрет на ввоз машин стоимостью 50 тыс. евро, мотоциклов стоимостью 5 тыс. евро, а главное — автомобилей с дорожным просветом 165 мм и более, то есть самой популярной категории транспорта, кроссоверов.
Жалобы на запрет ввоза в Белоруссию машин с клиренсом 165 мм и более стали поступать и от участников автобизнеса. Собеседники издания auto.onliner.by подтвердили, что часть автомобилей рискует «зависнуть» в порту Клайпеды. Издание abw.by обратило внимание на публикацию компании WestMotors: в ее ролике запечатлены кадры, на которых сотрудники таможни немецкого города Бонн замеряют клиренс автомобиля BMW X5, предназначенного для Белоруссии.
«Сегодня человек хотел сделать экспорт на вывоз в Беларусь из Германии гибридного BMW X5 3,0. Немецкие таможенники замеряли клиренс, ссылалась на регламент, вступивший в силу 1 июля 2024 года. Клиренс составил 220 мм (более 165 мм)», — говорится в комментарии к видео.
Чем это грозит для России
После введения Евросоюзом санкций в отношении России Белоруссия стала одним из важнейших каналов поставок в Россию автомобилей по параллельному импорту. Именно через нее продолжали ввозиться машины как европейского, так и китайского производства. Правилами ЕС разрешалась, в частности, поставка в республику машин высшего класса: автомобили поступали в страну преимущественно из Польши и Германии. Кроме того, импортеры прибегали к схеме с перегонщиками-льготниками, что позволяло им экономить на таможенных платежах до 50%. Львиная доля ввозимых в Белоруссию машин впоследствии переправлялась в Россию.
Для сравнения, поставки в Россию люксовых машин дороже €50 тыс. попали под европейские санкции еще в 2022 году, а запрет на экспорт в страну всех новых и подержанных автомобилей с двигателем объемом более 1,9 л, электромобилей и гибридов (независимо от цены) начал действовать в июне 2023 года.
Ограничения по клиренсу: правда или фейк
Чтобы разобраться в вопросе, Autonews.ru направил запрос в Минпромторг России. В ведомстве не стали комментировать возможность прекращения параллельного импорта кроссоверов через Белоруссию, посоветовав обратиться в ответственные органы республики.
Замглавы комитета Российского союза промышленников и предпринимателей по интеллектуальной собственности и креативным индустриям Анатолий Семенов, изучив опубликованный на сайте ЕС регламент, не обнаружил в нем никаких свидетельств прямого запрета на поставки в Белоруссию машин с дорожным просветом 165 мм и более. Эксперт лишь отметил, что в пункте 16 содержится запрет на транзит через территорию Белоруссии транспорта, указанного в Приложении XIVa. Самого приложения с таким названием на сайте ЕС обнаружить поначалу не удалось.
«Можно с уверенностью утверждать лишь то, что старый регламент Regulation (EC) No 765/2006 дополняется в Статье 1 COUNCIL REGULATION (EU) 2024/1865 от 29 июня 2024 года указанием в пункте 16 на то, что в Статью 1s Regulation (EC) No 765/2006 делается вставка параграфа 1а следующего содержания: «Транзит через территорию Белоруссии экспортируемой из Союза техники, указанной в Приложении XIVа, запрещается». Это единственное упоминание Приложения XIVа в тексте документа», — заключил эксперт.
Позже Autonews.ru нашел это приложение в расширенной версии регламента на сайте ЕС, она была опубликована 30 июня. В нем клиренс и ряд других параметров действительно прописаны: со страницы 195 идет Приложение XIVа, а на странице 226 упоминается дорожный просвет.
Запрещен транзит, а не полный ввоз
Изучив расширенный регламент, Анатолий Семенов указал на важный нюанс. Он отметил, что речь идет «о запрете транзита автомобилей через Белоруссию, а не полного запрета на ввоз машин». Белорусским покупателям, по его словам, автомобили продолжат поставляться.
«Новыми ограничениями ЕС всего лишь убил канал лжетранзита через Республику Беларусь в Россию», — сказал специалист.
Компания AutoGroup поделилась с редакцией Autonews.ru официальным разъяснением, полученным от департамента таможни Литвы (есть в распоряжении редакции). В документе, в частности, уточняется, что запреты, прописанные в регламенте, не применяются к контрактам, заключенным до 1 июля 2024 года, и к исполнению дополнительных контрактов до 2 октября 2024 года: до указанной даты ввоз оказавшихся под санкциями машин возможен.
Что еще содержится в регламенте
В опубликованном на сайте Совета Евросоюза документе в Статье 1ra содержатся положения, касающиеся выезда из Белоруссии в ЕС автотранспортных средств. В частности, в Европу могут при получении соответствующего разрешения выезжать транспортные средства, подпадающие под код CN 8703 (автомобили легковые и прочие моторные транспортные средства, предназначенные главным образом для перевозки людей), не предназначенные для продажи. Они должны принадлежать гражданину государства-члена ЕС или члену семьи, проживающему в Белоруссии. Такие машины могут использоваться в Европе для личного пользования. Возможен и выезд в ЕС граждан Белоруссии при наличии визы или вида на жительство.
Запрет со стороны ЕС также не распространяется на ввоз в Союз автотранспортных средств с дипломатическими номерами, в том числе при использовании их персоналом дипломатических миссий и их родственниками.
Белорусские автомобили, уже находящиеся на территории ЕС по состоянию на 1 июля 2024 года, могут быть зарегистрированы в Европе. Также запрет на выезд в ЕС не распространяется на белорусские машины, использующиеся в гуманитарных целях.
Реакция поставщиков
Генеральный директор AutoGroup Дмитрий Больдюсов пояснил редакции Autonews.ru, что в ЕС осознали, что львиная доля техники, которая поставляется в Белоруссию, в итоге оказывается в России. В основном это касается премиальных моделей.
«ЕС могли бы ограничить поток по стоимости, но инвойс — несовершенный документ: можно указать заниженную стоимость. А вот с клиренсом не поспоришь. Здесь все четко. И введение такого параметра стало неожиданностью для всех», — сказал специалист, добавив, что это регламент на уровне документа, действия по которому могут наступить с задержкой во времени. Кроме того, специалист отметил, что таможня может трактовать регламент по-своему: «В документе говорится о том, что последнее решение — на усмотрение таможни и контрольно-пропускного пункта».
В настоящий момент, по словам Больдюсова, Эстония и Латвия уже закрыты по критериям «нелогичного маршрута», клиренса и объема ДВС, а Литва пропускает машины возрастом более 5 лет и с моторами до 1,5 литра. Порт Клайпеды перегружен автомобилями из США, а европейские машины либо возвращаются к продавцам, либо переправляются альтернативными путями.
Директор направления продаж новых автомобилей компании «Рольф» Николай Иванов подтвердил получение информации о новых санкциях, однако пояснил, что точный механизм их действия пока неизвестен.
«Учитывая сложности с поставкой на основе предыдущих решений Евросоюза, какой-то революции это решение не произведет. В любом случае, есть множество других стран, через которые в настоящий момент осуществляется ввоз и кроссоверов, и седанов на рынок России. Поэтому на доступность это никак не повлияет», — считает эксперт.
Заместитель генерального директора АГ «Авилон» по продажам новых автомобилей Ренат Тюктеев также подтвердил, что получает информацию о проблемах с поставками через Белоруссию от разных источников.
«Новость сильно озадачила поставщиков машин. «Авилон» не является активным участником такого рынка, слишком много рисков санкционного характера с этим связано», — сказал эксперт, добавив, что Белоруссия после отмены льгот для Киргизии является фактически единственным шлюзом для параллельного импорта.
Редакция Autonews.ru направила запрос в Таможенную службу Белоруссии.
Читайте также: