Козак не видит предпосылок для существенного снижения цен на бензин
Обновлено Вице-премьер также отметил, что ситуация с нефтепродуктами не является кризисной
Вице-премьер РФ Дмитрий Козак не видит предпосылок для существенного снижения цен на бензин в России при сложившейся конъюнктуре рынка. Такое мнение он высказал в эфире телеканала «Россия-24».
«Нефть не подешевела еще до такой степени… Это [существенное снижение цен] может быть, если будет существенно перенасыщен внутренний рынок, если будет повышена конкуренция, когда будет борьба за потребителя. Пока в нашей стране сложившийся уровень добычи, уровень переработки, мировые цены на нефть не предвидят такого существенного снижения цен», — сказал он.
Он также отметил, что не считает ситуацию с нефтепродуктами в России кризисной. «Сегодня кризиса нет», — сказал Козак. «Кризисом было бы, если бы были предельно низкие цены на нефть и нефтяная отрасль была бы в убытках, бюджет терял бы доходы — тогда это был бы кризис», — пояснил он. «Есть вопросы, связанные со сдерживанием цен на внутреннем рынке, и нужно принять разумное решение с тем, чтобы не разорить, не сделать для нефтяников, для перерабатывающей отрасли стоимость нефти, нефтепродуктов на внешнем рынках убыточной», — добавил вице-премьер.
Он отметил, что введение правительством заградительной пошлины на экспорт нефтепродуктов может привести к потере российскими нефтедобывающими компаниями порядка 300 млрд рублей. «В этой ситуации [при введении пошлины] нефтедобыча потеряет около 300 млрд рублей», — сказал Козак.
По словам вице-премьера, действующим законом предусмотрено введение до 1 января 2019 года заградительных пошлин при ряде условий, в том числе в ситуации превышения экспортными альтернативами темпов роста инфляции. «Таким образом, избыточный доход будет изыматься у нефтяников, им будет равно выгодно продавать и на внутреннем, и на внешнем рынке», — пояснил Козак.
Правительство намерено отказаться от ручного регулирования нефтяной отрасли, заявил также вице-премьер. Он отметил, что соглашение, которые заключили с правительством крупные российские нефтяные компании о стабилизации цен на автомобильное топливо, было вынужденной мерой. «Мы избавимся от этого [ручного регулирования]. В обязательном порядке избавимся. Мы ввели такие механизмы, которые будут действовать, должны действовать без нашего участия. Сегодня это [соглашение с нефтяниками по топливу] — вынужденная мера. При этом такую меру, такой способ регулирования [краткосрочный период заключения соглашения, считайте, на 2 месяца] выбрала нефтяная отрасль, а не правительство», — сказал он.
Он также подчеркнул, что правительство не намерено заниматься регулированием цен на нефтепродукты. «Чего мы не хотим, не будем делать, — это вводить госрегулирование цен на нефтепродукты. Сегодня рыночный механизм так или иначе состоялся», — сказал Козак.
О мерах в случае нарушения соглашения
В случае нарушения соглашений со стороны какой-либо нефтяной компании, все участники рынка будут немедленно осведомлены и будет принято совместное решение последующих шагах, подчеркнул Козак. «Соглашения для всех одинаковые», — отметил он. «Договорились о том, что в случае если кто-то не подписывает соглашение или не выполняет условия соглашения, он выигрывает конкуренцию, поэтому договорились о том, что оповещаются все участники рынка, немедленно все собираются, мы все вместе принимаем решение о том, что делать», — сказал вице-премьер.
«Угроза — вот та самая заградительная пошлина, либо другое — разрешительный порядок экспорта», — сказал Козак, отметив, что разрешительный порядок экспорта нефти является альтернативной заградительным пошлинам. «Если мы хотим защитить отечественного потребителя, мы должны сказать <…> есть такой вариант: либо заградительная пошлина, либо разрешительный порядок экспорта». «Вот эти варианты реагирование государства, чтобы защитить внутренний рынок, мы достаточно долго обсуждали и продолжаем обсуждать», — пояснил Козак.
«Разрешительный порядок экспорта — [вариант], когда выдается бессрочное, без ограничения лимитов разрешение на экспорт только при условии, что ты поставил определенный объем нефти, нефтепродуктов на внутренний рынок», — уточнил Козак.
Он также отметил, что в правительстве не отказались от идеи обязать нефтедобывающие компании поставлять на внутренний рынок 17,5% добываемого сырья. «Есть такое предложение на столе переговоров: лицензионное обязательство всех нефтедобывающих компаний поставлять не менее 17,5% нефтепродуктов на внутренний рынок», — сказал он.
По словам Козака, предложение обсуждается наряду с такими методами регулирования, как введение заградительной пошлины на нефтепродукты и разрешительного порядка экспорта, и является одним из рыночных методов сдерживания цен, которые применяются «во всех рыночных экономиках».
История вопроса
В мае произошел один из самых ощутимых скачков бензиновых цен за последние годы — они поднялись на 5,6% по сравнению с апрелем — до 43,2 рублей за литр. Правительство приняло решение снизить акцизы на бензин и дизтопливо с 1 июня на 2 тыс. (до 9-11 тыс. рублей) и 3 тыс. рублей (до 4,66 тыс. рублей) за 1 т, а также отказаться от запланированного повышения акцизов с 1 июля.
7 июня президент РФ Владимир Путин в ходе прямой линии заявил, что рост цен на бензин в России произошел «из-за неточного регулирования». Принятые меры позволили стабилизировать цены на уровне 45 рублей за литр в июне, однако уже в середине октября цены начали приближаться к отметке 46 рублей.
31 октября Козак провел совещание с основными нефтяными компаниями: «Роснефтью», «Газпромом», «Сургутнефтегазом», «Русснефтью», «Газпром нефтью», «Новым потоком», «Нефтегазхолдингом», «Лукойлом», ТАИФ-НК и «Татнефтью». По его итогам появилась договоренность о заморозке оптовых цен на бензин в 2018 году и возможности их последующей индексации не более чем в пределах прогнозируемой годовой инфляции.