Космические технологии помогут инвалидам
По данным Росстата, в России проживает около 12 миллионов инвалидов. В Москве — один миллион 70 тысяч людей с ограниченными возможностями, из которых 40 тысяч — дети, и примерно столько же — молодые люди. Удобна ли городская среда для их проживания? Могут ли космические технологии помочь людям с ограниченными возможностями? Эти и другие вопросы будут обсуждать эксперты на Московском межрегиональном Форуме "Современные тенденции защиты прав инвалидов: мониторинг, баланс интересов, инновации".
Космические технологии, виртуальная реальность, телепередачи с субтитрами, новые законы — и это далеко не все столичные достижения, помогающие современным инвалидам чувствовать себя комфортно в городской среде.
Одним из удачных достижений, столичный омбудсмен Татьяна Потяева назвала появление реабилитационно-образовательных учреждений. По ее словам, сегодня в Москве их восемь. Но эта новация пока есть только в столице.
— Теперь важно закрепить этот новый тип учреждений в законе, — говорит Татьяна Потяева. — Было время, когда родители должны были в определенный период отправлять своих детей на реабилитацию, ребенку приходилось отключаться от образовательного процесса, возникали серьезные пробелы в знаниях, догонять было очень трудно. Сегодня система построена так, что реабилитация проходит без отрыва от учебы. Как пример — реабилитационный центр Людмилы Швецовой, который используют раннее вмешательство в детскую инвалидность и уникальное высоко-технологическое оборудование, а еще центр для детей с ДЦП в Текстильщиках, который кроме новейших технологий, использует еще и космические.
Однако несмотря на активное внедрение новейших технологий, по словам Татьяна Потяевой, самой главной остается проблема доступной среды. Аппарат столичного уполномоченного обследовал МЦК, которое было построено совсем недавно и вроде был с учетом современных технологий, но оказалось, что не все моменты были учтены, и инвалиды жалуются на неудобство. — Мы обратились к мэру, — говорит Татьяна Потяева, и получили ответ, что в следующем году все должно быть исправлено.
Столичный омбудсмен так же рассказала, что аппарат уполномоченного провел серьезный мониторинг удовлетворенности теми социальными проектами, которые реализуются в городе. — 54 процента инвалидов удовлетворены тем, что делается в Москве, — рассказывает Потяева, — 27 процентов считают, что они имеют полную информацию о том, что происходит в городе Москве, какие выходят законы и так далее, а 30 процентов инвалидов считают, что они плохо информированы.
Столичный омбудсмен подчеркнула, что последняя цифра для аппарата уполномоченного очень важна и они постарается сделать все, чтобы процент недовольных стал меньше. Тему правового просвещения инвалидов она назвала одной из главных.
— Без совершенствования законодательства решение проблем инвалидов невозможно, — считает депутат Госдумы РФ Владимир Крупенников. — Россия в свое время приняла и ратифицировала конвенцию о правах инвалидов и с этого момента в наше законодательство было внесено множество изменения на соблюдение прав инвалидов. Они коснулись и образования, и трудоустройства, и создания безбарьерной среды и толерантного отношения.
Чтобы поставить подъемник в поъезд, инвалид должен был объехать на коляске всех соседей
Крупенников рассказал, что недавно был принят очень важный закон — беспрепятственного доступа инвалидов в жилое помещение в многоквартирных домах. — Раньше для того, чтобы поставить подъемник или пандус, инвалид должен был на своей коляске объехать всех соседей и попросить согласия на ремонтные работы в подъезде, — говорит депутат. По его словам, многие жители не соглашались, несмотря на то, что установка пандуса проходила за счет районной администрации, а не жителей подъезда.
— По этому поводу в Москве было очень много обращений от инвалидов, — говорит Крупенников. — У нас ушло пять лет на то, чтобы принять этот закон и теперь, наконец, инвалиды избавлены от этой унизительной процедуры.
Еще одна законодательная победа — инвалидные парковки. — В свое время это было большой проблемой, — говорит депутат, — инвалидных парковок не хватало, штраф был минимальный. Сейчас штраф составляет около пяти тысяч, нам удалось добиться эвакуации стороннего транспорта с инвалидной парковки. Мы ввели штраф в размере пяти тысяч за использование знака инвалида. Но это не помогало, и инвалидные места продолжали занимать.
Важным успехом в этой борьбе стало введение персонального знака. По словам Владимира Крупенникова, теперь нельзя "купить инвалидную наклеечку и разъезжать по городу". "Теперь это знак государственного образца, с печатью, с персональными данными и не привязан к машине, — говорит депутат. Единственное, что ему не нравится, это выдача знака через Бюро медико-социальной экспертизы, Крупенников будет добиваться, чтобы такие знаки выдавались инвалидам в МФЦ.
Кроме этого, были внесены изменения в Устав железнодорожного транспорта. По словам депутата, раньше было непонятно, кто должен помогать пассажирам с инвалидностью при посадке и высадке. "У нас очень много специализированных вагонов со спецподъемниками и купе, но тем не менее инвалиды ездят и в обычных вагонах. И теперь посадка маломобильных пассажиров осуществляется без взимания дополнительной платы и обеспечивать услугу обязаны работники перевозчика", — говорит Крупенников.
Это далеко не все инициативы, которые удалось закрепить законом. Остается надеяться, что когда-нибудь все эти замечательные нововведения и новшества будут доступны не только москвичам, но и всем россиянам. А пока, я открываю дверь своего подъезда в ближайшем Подмосковье, которую человеку на коляске открыть без посторонней помощи не по силам. Как не по силам ему и преодолеть порожек в подъезд, где установлен подъемник.
*Это расширенная версия текста, опубликованного в номере "РГ"