Константин Эрнст: «Я сам хотел быть космонавтом!»
Фильм «Вызов» собрал кучу денег в прокате и весьма противоречивые отклики.
Сторонники картины проголосовали за нее рублем, а вот противники ударили словом. И за сумасшедшую дороговизну проекта, и за отсутствие явных художественных достоинств, и за навязчивую рекламу. Кто-то даже засомневался: а велись ли на самом деле съемки в космосе?.. Впрочем, один из создателей проекта, генеральный директор Первого канала Константин Эрнст на злобную критику не обращает внимания. Он принял этот вызов и с ним справился!
«ПОЧТИ СДЕЛАЛ ЭТО В 2000-м»
— Константин Львович, что бы вы сказали тем, кто еще сомневается, смотреть этот фильм или нет…
— Вы знаете, на прошлой неделе вышли данные соцопроса, где выяснилось, что 48 процентов россиян и 26 процентов россиянок хотели бы полететь в космос. Так вот это уникальная возможность оказаться в космосе. Потому что по-настоящему космос стоит довольно дорого, а здесь вы покупаете билет — и оказываетесь там. И это была не компьютерная графика! Многие из нас — фанаты фильма «Гравитация», и мы до сих пор продолжаем его любить и уважаем режиссера Альфонсо Куарона. Но после выхода «Вызова» стало понятно, что «Гравитация» — это графика. А то, что в нашей картине, воспроизвести с помощью графики просто никак невозможно.
— А изначально предполагалось, что это будет именно полет в космос?
— Я первый раз это почти сделал в 2000 году. Договаривался с руководством Роскосмоса, и мы должны были подписывать документы… Не буду называть подлинные причины, почему это не получилось, но, в общем, вместо русской съемочной группы полетел американский инвестор Деннис Тито (американский предприниматель и мультимиллионер итальянского происхождения, первый космический турист. — Ред.). Причем полетел два раза подряд. Он молодец, мы его уважаем. Инструкторы говорят, что Тито очень легко адаптировался в космосе: буквально за пару часов привык к невесомости, несмотря на то, что был такой уже взрослый дядя, ему было 60 с копейками. У него даже были какие-то проблемы с сердцем, он вернулся на Землю, сделал операцию — и полетел второй раз!.. Так вот с тех пор обещанного пришлось ждать не три года, а 23. И вот мы дождались…
— То есть космическая часть фильма была задумана и запланирована именно так?
— Да, принципиальная история, что это должно было быть снято в реальном космосе, принципиально было, чтобы это было снято в российском сегменте МКС. Мне всегда хотелось исправить ситуацию, которая развивалась последние 30 лет. Так как я, будучи советским ребенком, всегда хотел отправиться в космос.
В 13-летнем возрасте при огромном конкурсе поступил в Клуб юных космонавтов в Ленинградском Дворце пионеров. Было человек 30 на место, потому что там было много чего настоящего, не детского. И я видел, что за последние 30 лет космос ушел на второй и даже на третий план. Если раньше все знали имена космонавтов и каждый старт был поводом для первого сообщения в телевизионных новостях, то в какой-то момент даже старты перестали освещать. А как только внимание общества к какой-то индустрии или направлению исчезает, то эта индустрия начинает загнивать. Причем у нас такое количество «первенцев» в космосе: и первый спутник, и животные, и первый космонавт, и выход в открытый космос. И если бы Сергей Павлович Королев не умер, то мы бы и на Луне оказались первыми! Хотелось как-то возобновить историю первенства в космосе. И благодаря Роскосмосу и Дмитрию Рогозину, который позитивно среагировал на наше предложение, это и получилось.
Было много сложностей, нас не до конца понимали, было большое сопротивление, но надеюсь, что сейчас, когда фильм вышел, все поймут, что это сделано в первую очередь на благо российского освоения космоса. Для нас это была задача вернуть любовь и восхищение к тем людям, которые занимаются этим фантастическим делом. Это до сих пор часть фантастики, а не реальности, как бы кому-то ни казалось…
«ЮЛЮ И ЛОПАТОЙ НЕ УБЬЕШЬ»
— Какие вы чувства испытывали, когда проходила подготовка, и позже, когда состоялся полет?
— Вы знаете, я никогда в жизни никому не завидую — избавлен от этого чувства, и это спасло мою нервную систему. Но мне и самому так хотелось полететь! Я, засовывая в ракету Клима, засовывал себя в этот момент. Потому что понимал, как ему хочется! Я знал, что мне хочется ровно так же. Но я знал, что если он не полетит, то мы ничего не сделаем. Изначально никакого другого режиссера на этот проект я даже не рассматривал. Да, к тому моменту он уже сделал «Салют-7». Но дело даже не в этом. Я понимал, что этот человек любит космос так, что ему надо это. Потому что получается только тогда, когда очень надо.
Что же касается актрис, то когда мы отбирали девочек — а мы с самого начала решили, что героиня наша будет женщина, — Юля Пересильд снималась в другом фильме и даже в другой стране. Хотя мы ее приглашали с самого начала, но в первой партии ее не было. В итоге все 20 кандидаток не прошли медкомиссию…
Не то что они все хворые — нет, просто не подошли для космического полета. Это совершенно другая история. Можно быть качком и бегать стометровку за девять секунд, но при этом вы не пройдете медкомиссию для полета в космос. Это абсолютно другой тип здоровья… И вот когда у нас все 20 девушек не прошли медкомиссию, мы оказались в состоянии грогги.
А дальше была такая история: Юля приехала со съемок, чтобы принять участие в «шапке» (так в киношной среде называют небольшой междусобойчик по поводу окончания съемок фильма. — Ред.) сериала «Угрюм-река». Мы сидели в Центральном Доме литераторов. Приехала Юля, а она еще не знала, что никто не прошел. Я смотрю на нее и говорю: «Тебе надо будет на следующей неделе поехать в Звездный на медкомиссию». Она ответила: «Да? Ну хорошо…»
— У нее не было проблем во время испытаний?
— Помню, спросил инструктора: «Ну как наши-то, ничего?» — «Ваши лучше многих космонавтов». — «Как Юля?» — «Юля? Ее и лопатой-то не убьешь!» (Смеется.)
Юлия Пересильд:
— В космосе все равно нужно оставаться женщиной. И то, что со мной оказалось платье, внесло перчинку в наше экстремальное путешествие. Еще никто и никогда не летал в космосе в платье. К сожалению, метлы на станции не нашлось. Мечталось, конечно, пролететь там на метле и почувствовать себя Маргаритой!
— Ну выглядит в фильме-то она отлично.
— Да. Но вы, наверное, видели: когда идут трансляции из космоса, то космонавты смотрятся довольно упитанными пацанами. И кажется, что там кормят хорошо, движения мало, поэтому они поправляются. А на самом деле это происходит вовсе не поэтому. Они там много работают и не поправляются: у них рассчитано все меню, они сохраняют свою форму. Просто, так как нет гравитации, кровь распределяется равномерно. И у большинства людей лицо становится шире, чем на Земле. Когда мы увидели первые кадры Юли, то поняли, что космос пошел ей только на пользу: она там такая красавица!
— Сколько рабочих дней — именно съемочных дней — было на МКС у Клима Шипенко и Юлии Пересильд?
— Ребята были 12 суток в космосе. Клим Шипенко снимал много — даже до того момента, как закрылся люк, соединяющий МКС и спускаемый аппарат, пока Олег Викторович (Олег Новицкий, командир спускаемого экипажа. — Ред.) не отнял камеру. Многие, наверное, видели, что после приземления, когда Клима достали, он первое, что сделал, — из кармана вытащил камерные диски и передал их мне. Это то, что он снимал, уходя с МКС. То есть ребята сделали невозможное за это короткое время — они просто реальные космические герои!
— Съемки художественного фильма в космосе — самая высокая планка, которая может быть в кинематографе, и мы здесь — первые в мире. Но сложнее всего — соревноваться с самим собой. Дальше что?
— Вы знаете, мы действуем по принципу «Невозможное — это то, чего вы плохо захотели». Жизнь настолько затейлива и богата предложениями! Я думаю, что нам предложат такое количество тем для новых фильмов глобального содержания, и я надеюсь, и этот вызов мы примем. Мы, честно говоря, планируем полететь на Луну, чтобы снимать там «Вызов-2». Тем же составом… Только, ребята, возьмите меня с собой, пожалуйста! (Улыбается.)