Какой церковный праздник сегодня, 10 января, чтят православные христиане
Содержание:
10 января отмечается 4 православных церковных праздника. Перечень событий информирует о церковных праздниках, постах, днях почитания памяти святых.
Список поможет узнать дату значимого религиозного события для православных христиан.
Церковные православные праздники 10 января
Святки
4-й день
Сплошная седмица. Период от Рождества до Крещения. Празднование имеет древнее происхождение.
Святки (от праслав. *svętъ, *svętъjь) – старославянское слово, означающее святые, праздничные дни.
Святки – это совершенно особые 12 дней, наполненные таинством и волшебством, это время радости и весёлых забав, гадания, отдыха и развлечений. Святки начались 6 января (в Сочельник) и продолжатся до 19 января – праздничный период продолжается от Рождества Христова до Крещения Господня.
История Святок
Рождественские святки у славян отмечались всегда, а после Крещения Руси языческая культура и христианская смешались. Из-за такой ситуации в этот период и гадали, и колядовали, что порицает церковь, и молились, и ходили в храм, и многое другое.
Начало зимних Святок и окончание рождественского поста во многих местах Российской империи приурочивали к Николину дню. Под влиянием православной церкви Святки стали связываться с рождественскими обрядами и отмечаться по церковному календарю – от Рождества до Крещения. Их совпадение по времени (начало года) способствовало сближению славянской святочной обрядности с церковной.
Традиции
Существовала традиция помогать бедным и немощным, обмениваться подарками. Хозяйки накрывали столы, готовили вкусные угощения. Молодёжь и дети занимались колядованием, или славлением – наряжались и приходили в гости к односельчанам с большой самодельной рождественской звездой. Они распевали церковные песнопения – тропарь и кондак праздника, а также колядки – духовные песенки, посвящённые Рождеству.
Окончание святочного периода ознаменовывало Крещение с традиционным купанием в проруби.
Священномученика Никодима (Кононова), епископа Белгородского
Почитание святого Никодима (имя при рождении – Александр Михайлович Кононов). Годы жизни: 1871-1919. Епископ Белгородский, викарий Курской епархии. Причислен к лику святых в 2000 году.
Священномученик епископ Никодим (Александр Михайлович Кононов) родился 18 июня 1871 года в Архангельской губернии в семье священника Михаила и Клавдии Кононовых. Окончил Архангельскую духовную семинарию (1892), Санкт-Петербургскую Духовную академию (1896). Принял монашество с именем Никодим, в честь преподобного Никодима Кожеезерского. Рукоположен в сан иеродиакона, затем иеромонаха. Кандидат богословия. Был назначен смотрителем Александро-Невского духовного училища (С.-Петербург, 1896). Был удостоен сана архимандрита (1901).
Архимандрит Никодим составлял жития святых, подвизавшихся в северных землях. Известны его труды: «Соловецкие подвижники благочестия XVIII-XIX вв.», «Преподобный Иов, Уральский чудотворец, и судьба основанной им обители» и др. «Архангельский патерик» стал самым полным жизнеописанием соловецких святых.
В 1904 году архимандрит Никодим был назначен ректором Калужской Духовной семинарии, а в 1909 г. – ректором Олонецкой Духовной семинарии. В 1910 г. выходит его книга «Старец отец Наум Соловецкий, подвижник-карел».
В 1911 года в Санкт-Петербурге архимандрит Никодим был рукоположен в сан епископа Рыльского, второго викария Курской епархии. В архиерейской хиротонии принимали участие митрополиты Московский и Коломенский Владимир (Богоявленский) и Киевский и Галицкий Флавиан (Городецкий), архиепископ Ярославский Тихон (Белавин) (будущий Патриарх Московский и всея Руси) и Преосвященные Тульский Парфений и Самарский Константин.
15 ноября 1913 г. отец Никодим стал епископом Белгородским. Здесь он служил до 1917 года, когда революционные события докатились и до Белгорода. В 1918 году к городу подступили немецкие войска. В свободном от большевиков Киеве состоялся Съезд архиереев юга России, в котором участвовал и епископ Никодим. После окончания съезда через фронт возвратился в Белгород. В своих проповедях он обличал насилие и убийства, совершаемые большевиками.
Мучеников 20 000, в Никомидии в церкви сожженных
Чествование памяти святых 20 000 мучеников, пострадавших за веру в Христа в Никомидийской соборной церкви при императоре Максимиане в 302 году.
Память 20 тысяч святых мучеников, среди которых известны Гликерий, Зинон, Феофил, Дорофей, Мардоний, Мигдоний, Индис, Горгоний, Петр, Евфимий, Секунд, Никострат, Агафия, Домна, Феофила, Антония и другие.
По приказу императора Максимиана (284—305) в начале IV века началось разрушение христианских храмов, сожжение богослужебных книг и лишение всех христиан гражданских прав и должностей. В это время епископом города Никомидии был святой Кирилл, который проповедью и жизнью способствовал распространению христианской веры, в результате чего многие из сановников императора были тайными христианами.
Во дворце императора жила языческая жрица Домна. В отсутствие Максимиана она прочла Деяния апостолов и Послания апостола Павла. Сердце ее загорелось желанием познакомиться с христианским учением. При содействии некоей юной христианки Домна тайно пришла к епископу Кириллу в сопровождении верного слуги, евнуха Индиса. Святой Кирилл огласил их, а затем оба приняли святое Крещение. Домна стала помогать бедным: она раздавала свои драгоценности при помощи Индиса, раздавала она и пищу с царской трапезы.
Узнав о необычном образе жизни Домны и Индиса, начальник евнухов, ведающий царским столом, заточил обоих и морил их голодом, но они получали подкрепление от Ангелов и не пострадали. Чтобы больше не жить вместе с язычниками, святая Домна притворилась безумной. Тогда ее и Индиса удалили из дворца, и она поселилась в девичьем монастыре у игумений Агафии. Вскоре игуменья одела ее в мужскую одежду, остригла ей волосы и отпустила из монастыря.
Тем временем император вернулся и приказал повсюду разыскивать бывшую жрицу Домну. Снаряженные для этого воины достигли обители и разорили ее. Сестры были брошены в темницы, преданы на мучения и поругание, но ни одна из них не подверглась осквернению. Отданная в публичный дом, святая Феофила помощью Ангела Господня и там сохранила девство: Ангел вывел ее из блудилища.
Однажды император устроил на городской площади жертвоприношение языческим богам. Когда началось окропление толпы кровью жертвенных животных, христиане стали уходить с площади. Видя это, император разгневался, но не дал воли своим чувствам, ибо внезапно поколебалась земля.
Через некоторое время Максимиан вошел в церковь и приказал отречься от Христа — за отказ он обещал сжечь церковь и умертвить христиан. Христианский пресвитер Гликерий ответил ему, что христиане никогда не отрекутся от своей веры, какие бы мучения им ни грозили. Сдерживая гнев, царь вышел из церкви, а через некоторое время велел привести пресвитера Гликерия на суд. Палачи истязали мученика, который не переставал молиться и призывать Имя Господа. Будучи не в силах склонить святого Гликерия к отречению, Максимиан приказал его сжечь.
В праздник Рождества Христова 302 года, когда в Никомидийской соборной церкви собралось около 20 тысяч христиан, император послал в храм глашатая, который передал его повеление всем христианам выйти из церкви и принести жертву идолам, в противном случае он угрожал сжечь храм вместе с молящимися. Однако все присутствовавшие отказались поклониться идолам. Тогда мучители подожгли церковь, и все 20 тысяч молящихся скончались в огне.
Максимиан был уверен, что все христиане Никомидии были уничтожены, но в скором времени до него дошла весть, что верующих христиан осталось еще много, все они, как и прежде, свято исповедуют христианство и преданы учению Иисуса Христа. Императора не покидала мысль расправиться со всеми верующими. Максимиан приказал схватить полководца Зинона, который публично обличил императора в нечестии и жестокости. Зинон был жестоко избит и, наконец, обезглавлен. Затем заключили в темницу евнуха Индиса, идольского жреца, за отказ участвовать в языческом празднестве.
Между тем святая Домна укрывалась в пещере, питаясь подножным кормом. Гонение на христиан продолжалось. Были брошены в темницу наместник Италии Дорофей, Мардоний, Мигдопий диакон и несколько сановников. Епископ Анфим духовно укреплял их, отправляя им послания. Одно из посланий было перехвачено у дьякона Феофила. Домогаясь узнать о епископе, его подвергли пыткам, но святой мученик выдержал все муки, не открыв ничего. Тогда вместе с ним казнили и тех, к кому обращался епископ в послании.
Святая Домна вернулась в город и долго плакала на пожарище, сожалея, что не сподобилась умереть со своими сестрами. Затем она пошла на берег моря, где в это время рыбаки вытянули сетями из воды тела мучеников Индиса, Горгония и Петра. Все еще одетая в мужскую одежду, святая Домна помогала рыбакам тащить сети, и они оставили ей тела всех мучеников.
С благоговением глядела Домна на святые останки. Особенно ее радовало то, что она увидела тело своего духовного друга — мученика Индиса. И после погребения она не отходила от дорогих ее сердцу могил, ежедневно совершая перед ними молитву.
Кто-то донес императору, что неизвестный юноша ежедневно воздает почести могилам казненных христиан. Император немедленно приказал отрубить этому юноше голову. Вместе с Домной был казнен и святой мученик Евфимий.
Апостола от 70-ти Никанора
Празднование памяти святого Никанора – апостола от 70-ти, одного из семи диаконов, выбранных апостолами. Пострадал за веру в Христа.
Святые апостолы от 70: Прохор, Никанор, Тимон и Пармен были первыми диаконами Церкви Христовой.
В книге Деяний Апостолов (6, 1-6) рассказывается, что в Иерусалиме двенадцать апостолов избрали семь мужей: Стефана, Филиппа, Прохора, Никанора, Тимона, Пармена и Николая, исполненных Святого Духа и премудрости, и поставили их на диаконское служение.
Святая Церковь совершает их общую память 28 июля, хотя они скончались в разное время и в разных местах.
Святой Прохор вначале сопровождал первоверховного апостола Петра и от него поставлен епископом в город Никомидию. После Успения Божией Матери Прохор был спутником и сотрудником святого апостола Иоанна Богослова и вместе с ним сослан на остров Патмос. Там он записал Откровение Божие, бывшее святому апостолу Иоанну, о конечных судьбах мира (Апокалипсис). По возвращении в Никомидию святой Прохор обращал язычников ко Христу в городе Антиохии и там принял мученическую кончину.
Святой Никанор пострадал в тот день, когда был побит камнями святой первомученик архидиакон Стефан и множество других христиан.
Святой Тимон был поставлен Апостолами во епископа города Бастории в Аравии и пострадал от иудеев и язычников за проповедь Евангелия. Он был брошен в печь, но силой Божией вышел из нее невредимым. Предание Римской Церкви говорит, что святой Тимон скончался распятым на кресте.
Святой Пармен усердно проповедовал Христа в Македонии. Умер он от посетившей его болезни. Существует также мнение, что святой Пармен пострадал при Траяне (98-117), в последний год его царствования, приняв мученическую кончину.