Все, что случилось в мире за последние сутки, также события в экономике и обществе, спорте и шоу бизнесе, новинки автопрома и многое другое на страницах нашего блога!

Какие диски лучше: кованые или литые и в чем разница

Многие автомобили сегодня прямо с завода комплектуются легкосплавными колесными дисками. Они различаются не только дизайном, но также технологиями изготовления и потребительскими качествами. Что стоит об этом знать?


            Какие диски лучше: кованые или литые и в чем разница

Колесные диски автомобилей различаются не только размерами, но и технологией изготовления. Самые дешевые — штампованные из стали. Они же самые тяжелые, что отрицательно сказывается на плавности хода. С этой точки зрения предпочтительнее кованые или литые легкосплавные диски, которые к тому же смотрятся более выигрышно. Материалом для тех и других служит сплав алюминия (его доля примерно 90%) с другими металлами, такими как кремний, марганец, медь, титан. В автоспорте используются еще более легкие — и гораздо более дорогие — магниевые диски.

Особенности кованых дисков

Кованые колесные диски — это диски, исходным элементом которых служит цилиндрическая отливка из алюминиевого сплава.

Как изготавливаются

Стадии изготовления кованых колесных дисков следующие:

  • Заливка разогретого до жидкого состояния алюминиевого сплава в формы;
  • Разделка исходных цилиндрических отливок на болванки разной длины;
  • Разогрев полученных болванок;
  • Превращение разогретых болванок в «блинчики» с помощью пресса;
  • Разогрев «блинчиков» и их превращение в «кастрюли» с помощью предварительной штамповки, которая существенно повышает прочность кристаллической решетки металла;
  • Разогрев «кастрюль» и их формовка прессом с окончательным штампом;
  • Закалка (нагрев и быстрое охлаждение) полученной детали для увеличения прочности;
  • Разогрев детали и медленное охлаждение для снятия внутренних механических напряжений в металле;
  • Контроль качества;
  • Удаление припусков металла;
  • Высверливание отверстий для крепежа и ниппеля;
  • Окончательное формирование диска методом фрезеровки;
  • Удаление острых кромок с помощью слесарной обработки или более сложная полировка;
  • Окончательный контроль геометрических размеров и биения обода;
  • Покраска.
  • Плюсы

    Сложная технология изготовления кованых колесных дисков обеспечивает им:

  • Высокую прочность благодаря удалению пузырьков воздухов из сплава в процессе формовки под прессом;
  • Выигрыш в весе на 15–20% по сравнению с литыми дисками за счет меньшей толщины металла с большей прочностью;
  • Пластичность, что позволяет выправить деформированные кованые диски, тогда как литые при ударных нагрузках нередко разрушаются;
  • Высокая стойкость к коррозии.
  • Читать также:
    Чиним Lada Vesta и Haval Jolion после ДТП: расчет цен на запчасти

    Есть и «оборотная сторона медали»:

    Минусы

  • Более высокая — в среднем на 20% — стоимость в сравнении с литыми дисками;
  • Менее разнообразный, чем у литых дисков, модельный ряд из-за особенностей технологического процесса.
  • Особенности литых дисков

    Литые колесные диски — это диски, которые производятся с использованием значительно более простой и дешевой, чем ковка, технологии литья в готовую форму.

    Как изготавливаются

    Стадии изготовления кованых колесных дисков следующие:

  • Заливка разогретого до жидкого состояния алюминиевого сплава в специальную форму;
  • Воздействие на затвердевшую заготовку высокими температурами для увеличения прочности и улучшения механических свойств;
  • Финальная обработка поверхностей на высокоточных станках;
  • Сверловка отверстий для крепежа и ниппеля;
  • Шлифовка;
  • Покраска или нанесение хрома.
  • Плюсы

    Простота технологии литья обеспечивает таким дискам:

  • Невысокую относительно кованых колесных дисков стоимость;
  • Большее разнообразие дизайна с возможностью получения усложненных форм, таких как тонкие спицы.
  • Но простота технологии имеет и оборотную сторону:

    Минусы

  • Меньшая, чем у кованых дисков, прочность, и, в частности, стойкость к ударным нагрузкам из-за остающихся внутри металла пузырьков воздуха;
  • Большая, чем у кованых дисков, масса, что несколько снижает плавность хода;
  • Низкая ремонтопригодность.
  • Как отличить литые диски от кованых

    Отличить кованые колесные диски от литых, ориентируясь только на сложность дизайна, не всегда возможно. Но существуют и другие способы проверки:

  • При одинаковых размерах и сходстве дизайна кованые диски существенно (на несколько килограммов) легче. Такую разницу сложно не почувствовать;
  • Кромки у кованых дисков часто более гладкие;
  • Кованые диски маркируются методом вдавливания, тогда как символы на «литье» выпуклые;
  • В маркировке кованых дисков присутствует слово Forged, что, собственно, и означает на английском «кованый».
  • Какие диски лучше: литые или кованые

    При прочих равных кованые колесные диски, обладающие лучшими потребительскими качествами, — более предпочтительный вариант. На другой чаше весов — заметно «утяжеленная» цена таких дисков. Литые диски во всех отношениях — золотая середина между дорогими коваными и бюджетными штампованными.

    Читайте также: