Все, что случилось в мире за последние сутки, также события в экономике и обществе, спорте и шоу бизнесе, новинки автопрома и многое другое на страницах нашего блога!

Как выбрать аккумулятор в автомобиль, и какой лучше

Все о выборе аккумулятора: критерии, виды, лучшие модели

Аккумулятор в современном автомобиле — не просто «батарейка», которой можно пренебречь. Но и делать из нее культа тоже не стоит. Autonews.ru разбирается в вопросе


            Как выбрать аккумулятор в автомобиль, и какой лучше

  • Виды аккумуляторов для автомобиля
  • Как выбрать аккумулятор для автомобиля
  • Какой аккумулятор лучше купить на автомобиль: рейтинг
  • Так что же выбрать?
  • Несмотря на то, что автомобильная аккумуляторная батарея может служить много лет, данный элемент с некоторой долей условности можно отнести к расходникам. Однако «умирать» АКБ может очень долго, несколько месяцев — и в этом случае главное правильно интерпретировать подаваемые сигналы к грядущей замене. Как распознать симптомы неисправного аккумулятора мы рассказывали в отдельной статье. А сегодня поговорим о том, как правильно подобрать замену уставшей батарее.

    Виды аккумуляторов для автомобиля

    В последние годы классификация автомобильных аккумуляторов постоянно расширяется. К классическим свинцово-кислотным, гелевым и AGM добавились кальциевые, щелочные, EFB и гибридные. А особо талантливые маркетологи пошли дальше и ввели такую подкатегорию, как малосурьмянистые.

    Скажем прямо: каких-то откровенных революций все эти красивые «научные» названия за пару десятилетий так и не совершили. Здесь скорее работает чисто рыночное правило: первым придумать «эдакое» название и тут же выдать его за прорывную инновацию. На деле же, различия в химическом составе некоторых типов аккумуляторов составляют считаные проценты, а неоднозначные мнения о практической эксплуатации и вовсе путают карты. Например, в ситуациях, когда самая дешевая батарейка внезапно переживает навороченную брендовую АКБ на несколько лет. Причем на одной и той же машине, в одном и том же режиме эксплуатации.

    Исключение из общей практики составляют разве что AGM и EFB — и только на автомобилях с системой Start/stop. Дело в том, что постоянные циклы запуска, требующие от батареи высокого тока, и рваный режим городских пробегов с хроническим недозарядом, действительно приводят к быстрой кончине классических АКБ. Настолько быстро, что многие производители прямым текстом указывают на недопустимость использования модели с системами Start/stop. Тогда как AGM и EFB, напротив, нередко хвастают соответствующей маркировкой. В остальном, если брать общую практику эксплуатации на машинах без «старт-стопа» в типичных условиях средней полосы, статистику надежности и эффективности всех существующих типов батарей подбить невозможно.

    Как выбрать аккумулятор для автомобиля

    Наиболее важные параметры, которые необходимо учитывать при выборе АКБ, перечислены ниже.

    Расположение выводов (полюсовка)

    Прежде чем приступить к подбору, необходимо знать расположение аккумуляторных клемм на самом автомобиле. Существует прямая и обратная полярность подключения. Прямая — когда плюсовой вывод АКБ расположен слева (если повернуть батарею стороной выводов к себе). Обратная полярность, соответственно, подразумевает «плюс» справа. Есть аккумуляторы и с универсальной полярностью: в них контактные выводы расположены либо симметрично посередине корпуса, либо по-диагонали, на углах. Как правило, такие батареи применяются на грузовиках, спецтехнике, водном и ином виде транспорта, отличном от легкового автомобильного.

    Габаритные размеры

    Также сколь важная, столь и очевидная характеристика, едва ли требующая подробного пояснения.

    Емкость

    А вот данный вопрос вызывает наибольшее количество споров на форумах — после выбора бренда, разумеется. Если коротко, то меньшую емкость ставить нельзя, большую — сколько угодно. С первым случаем все понятно. В критический момент — скажем, зима, утренний завод после нескольких дней простоя и последующая езда в пробках — массовое «нашествие» потребителей вызовет повышенную нагрузку, как на батарею, так и на генератор. Если же под капотом будет стоять более емкий аккумулятор, то ему хватит «объема» обеспечить всех потребителей в пике. Да, мощность генератора останется прежней, и восполнять заряд при прочих равных придется дольше, чем для менее емкой АКБ. Но первые же полчаса по трассе зарядят батарею полностью, и у электросистемы снова будет дополнительный резервный запас. Конечно, здесь нужно руководствоваться здравым смыслом. Гнаться за бесконечным увеличением количества ампер-часов не надо, а вот поставить АКБ емкостью на 15-20% выше штатной при замене — вполне разумное решение.

    Тип

    Если автомобиль оснащен системой Start/stop, постоянно работает в холодном климате или имеет иные особые условия эксплуатации, необходимо рассматривать соответствующий тип АКБ. Основные нюансы различных видов батарей описаны далее.

    Какой аккумулятор лучше купить на автомобиль: рейтинг

    Давайте начистоту: 99% «рейтингов» аккумуляторов, которые можно найти в интернете, составлены наугад и копируют друг друга. В плюсах неизменно перечислено все то, что пишет в рекламной брошюрке сам производитель или спонсор обзора. А минусы либо скромно «отсутствуют», либо в них зачисляется цена, вес, размер, «малоизвестный бренд» и прочие параметры, которые никоим образом не формируют эксплуатационные качества. Поэтому в рамках сегодняшнего разговора не будем приводить конкретных марок и моделей. Реальный рейтинг эффективности АКБ на долгой дистанции (несколько лет) составить без серьезного всестороннего исследования просто невозможно: нужна огромная выборка по очень похожим автомобилям и близким условиям их работы. А все найденные в Сети отзывы для каждой модели будут диаметрально противоположны и запутают еще сильнее. Куда полезнее в принципе понимать, какой тип аккумуляторной батареи подойдет под конкретные условия, и чем эти типы вообще отличаются. Поэтому далее опишем особенности основных видов АКБ.

    Читать также:
    Автодилеры стали отказываться от параллельного импорта. Что случилось

    Обычные свинцово-кислотные

    Нестареющая классика жанра. Самые дешевые, но и, как правило, самые неэффективные по сумме характеристик представители. Главный актив — цена. В минусы можно записать необходимость регулярного контроля электролита (постепенно испаряется), относительно быстрый саморазряд, а также весьма средние показатели пусковых токов и общего срока службы.

    Кальциевые (Ca), малосурьмянистые и гибридные

    Основное отличие от классики заключается в легировании свинцовых пластин не сурьмой, а кальцием (в первом варианте), или минимизации содержания сурьмы на пластинах в принципе (второй вариант). Такие решения позволяют замедлить естественный процесс выкипания электролита и отсрочить момент доливки дистиллированной воды. Что, соответственно, продляет общий срок эффективной эксплуатации без снижения характеристик. Кроме того, применение кальция и/или снижение содержания сурьмы на пластинах положительно влияет на характеристику саморазряда при хранении. Что до комбинированных АКБ, они являют собой все те же обычные кислотно-свинцовые, но часть пластин там легирована кальцием, а часть изготовлена с уменьшенным содержанием сурьмы.

    Одна из характерных черт «кальция» — боязнь глубокого разряда. Если обычный свинцовый АКБ вполне можно вытянуть из практически полного нуля (пусть и с некоторой потерей номинальной емкости), то пара таких «упражнений» для кальциевой АКБ могут сделать ее полностью непригодной.

    EFB аккумуляторы

    Аббревиатура расшифровывается как Enhanced frame battery — «батарея с улучшенной рамкой». Под рамкой подразумевается особая упаковка свинцовых ячеек, защищающая их от осыпания, что продляет срок службы. Сказать что-то определенное про эффективность EFB в сравнении с теми же AGM (их иногда сравнивают и даже отождествляют) довольно затруднительно. А все дело в стандартизации. В Европе для EFB действует вполне конкретный стандарт EN 50342-6, описывающий нормы множества характеристик, которым должна соответствовать батарея, носящая наклейку «EFB». Тогда как в России подобных норм для этого типа не существует. Следовательно, местный производитель может пообещать что угодно, а вот насколько это будет соответствовать реальным «стандартизированным» EFB — большой вопрос.

    Как было отмечено выше, конек аккумуляторов EFB — возможность работать в постоянном рваном ритме разряд-заряд, что определяет их допуск к системам Start/stop.

    AGM аккумуляторы

    Вот здесь различия с обычными батареями на растворе электролита уже довольно значительны. Подробно данный тип аккумуляторов с их плюсами и минусами мы разбирали в отдельной статье. Сейчас же просто напомним, что AGM не требует абсолютно никакого обслуживания и отличается от «жидких» аккумуляторов толерантностью к неоднократным глубоким (но непродолжительным) разрядам. А также умением быстро набирать емкость и быть установленным в любом удобном положении. К минусам можно отнести высокую требовательность к системе бортовой зарядки.

    GEL аккумуляторы (гелевые)

    С известной долей условности гелевые аккумуляторы можно отнести к более продвинутой версии AGM. Они так же не имеют внутри жидкости (а значит, не протекают), способны восстанавливаться после сильных разрядов без последствий, работают дольше классических АКБ, теряют меньше емкости в морозы и отдают больше тока. Но все эти показатели у гелевых батарей выше, нежели у AGM. Считается, что средний срок службы у GEL аккумулятора может быть до трети больше, разряженным его можно держать несколько дней (а не часов), морозостойкость значительно выше, а пусковые токи превышают таковые у AGM на 10-30%. Очевидно, что стоимость у «геля» также отличается в большую сторону.

    Так что же выбрать?

    Заключить все вышесказанное можно так. Даже после всестороннего ознакомления с плюсами и минусами того или иного типа АКБ, всегда необходимо помнить главное: лучший аккумулятор — это не бракованный и свежий аккумулятор. К сожалению, практика регулярно доказывает, что даже неимоверно крутые брендовые батареи запросто могут «сдуться» за пару-тройку лет. Несмотря на то, что ценник на них был баснословный (как и обещания производителя). Равно как и то, что дешевая отечественно-китайская батарейка из серии «впервые слышу такой бренд», купленная оказией в придорожной лавке, ходит и ходит который год. Ничем не выдавая усталости и не собираясь на покой.

    Поэтому, прежде чем решиться на покупку высокотехнологичного и очень дорогого аккумулятора, трижды подумайте: на самом ли деле вам действительно так необходимы те плюсы, за которые изготовитель просит свой ценник. И успеют ли они окупиться на практике, если вдруг батарейка выйдет из строя аккурат по окончании гарантийного периода. Ведь иной раз за цену «хайтека» можно купить два, а то и три обычных АКБ. Есть над чем задуматься.

    Читайте также: