Как снимали классную советскую комедию «Пёс Барбос и необычный кросс»
«Пёс Барбос и необычный кросс» — советская короткометражная комедия, снятая в 1961 году по стихотворному фельетону украинского поэта-юмориста Степана Олейника на киностудии «Мосфильм» режиссёром Леонидом Гайдаем.
Знаменитую короткометражку «Пёс Барбос и необычный кросс» молодой режиссёр Леонид Гайдай снял после двух провалов: за сатирическую комедию «Жених с того света» его отстранили от съёмок на два года, а фильм о комсомольцах «Трижды воскресший» остался незамеченным… Расстроенный режиссёр уехал в Иркутск к родителям, чтобы спокойно решить, что делать дальше. Разбирая на чердаке старые газеты, он наткнулся на фельетон Степана Олейника «Браконьеры», начинавшийся словами:
Через пойму, через дол,
Там, где верб зеленых своды,
Двух Никол Гаврила вел —
Шли в поход враги природы…
Гайдай решил, что из истории о трёх браконьерах и одной умной собаке получится небольшой забавный фильм. Похожий сюжет режиссёр уже встречал в рассказе австралийского писателя Генри Лоусона «Заряжённый пёс», но «Браконьеры» были смешнее и ближе.
Первым делом режиссёр придумал характеры и прозвища главным героям — Трус, Балбес и Бывалый, а потом начал искать актёров под получившиеся портреты. На роль сентиментального ипохондрика Труса без проб был утверждён Георгий Вицин — Гайдай уже работал с актёром на картине «Жених с того света». На роль Балбеса пробовался Сергей Филиппов, который нравился худсовету, но был сильно занят и сниматься не смог. Обратить внимание на клоуна из цирка на Цветном бульваре Леониду Гайдаю посоветовал Вицин — заинтригованный словами «он напоминает глисту» режиссёр вызвал клоуна на пробы, и утвердил Юрия Никулина с первого взгляда. Бывалым могли бы стать актеры Иван Любезнов, Михаил Жаров и Михаил Пуговкин, но никого не утвердили. Тогда руководитель «Мосфильма» посоветовал попробовать на эту роль малоизвестного, но фактурного актёра Евгения Моргунова.
На роль Барбоса была нужна собака с киноопытом. У одного из дрессировщиков нашли цирковую дворнягу Бреха — у него уже было несколько ролей, правда, ещё ни одной главной. Работать на съёмочной площадке с ним оказалось непросто, цирковой пёс оказался своенравным актёром и делал не то, что от него требовали режиссёр и хозяин. Почти каждая сцена требовала дублей, а только погоню с динамитом в зубах снимали, казалось, бесконечно. Брех то бросал динамит на половине пути, то убегал в другую сторону, то вдруг останавливался, обнюхивал кусты и задирал лапу…
На съёмочной площадке периодически вспыхивали конфликты. Первый случился у Бреха и Евгения Моргунова. Актёру надоело, что из-за какой-то собаки их гоняют почём зря, и он начал кричать на пса. Брех рычал и огрызался в ответ. Моргунов пообещал его придушить после съёмок — Брех на следующем же дубле вцепился актёру в ногу… Второй конфликт был между Евгением Моргуновым и режиссёром. В сцене погони хилый Трус должен был обогнать Балбеса и Бывалого — Гайдай считал, что это усилит комический эффект. Моргунов решил, что режиссёр выделяет своего любимчика и специально бегал быстрее всех. Когда его всё-таки удалось уговорить уступить — он начал третировать Вицина, высмеивая его героя.
Одна из шуток Моргунова над Вициным получилась действительно забавной. Однажды в перерыве между съёмками оборванный и перемазанный сажей Трус высоким голосом напевал арию Ленского «Куда, куда вы удалились…», чем привлек внимание проходящих мимо людей. Они спросили, что это за певец и получили от Моргунова ответ, что это легендарный Иван Козловский у которого сегодня сгорела дача, и он от этого тронулся умом, вот, сидят, ждут машину «скорой помощи»… Снимали, действительно, недалеко от дачи оперного певца.
Материала было снято на полчаса, но надо было уложиться в 10 минут хронометража, поэтому фильм нещадно резали. Благосклонно настроенный худсовет в дело вмешивался минимально. По его просьбе убрали эпизод, когда троица пробегала через шалаш, и Трус забегал в брюках, а выскакивал без них. Троица оглядывалась назадЮ, а за ними из шалаша выходил медведь с брюками в лапах. Гайдай хотел снять настоящего медведя, но директор картины рисковать не разрешил. Тогда Юрий Никулин привёз из цирка медвежью шкуру, в которую влез сам режиссёр. Худсовету посчитал медведя слишком ненатуральным, и сцену убрали. А вот выбегающий в одних трусах Вицин остался… Часть вырезанного материала вошла в следующую историю о троице — «Самогонщики».
Впервые фильм был показан как одна из новелл сатирического альманаха «Совершенно серьёзно», и короткометражка имела небывалый успех! Чуть позже фильм вышел на широкий экран и его закупили к показу около 100 стран мира. «Пёс Барбос и необычный кросс» участвовал в международных фестивалях — получил диплом кинофестиваля в Сан-Франциско и особый приз от Лондонского кинематографического общества. В 1961 году он номинировался на Золотую пальмовую ветвь Каннского кинофестиваля как лучший короткометражный фильм. Популярность Труса, Балбеса и Бывалого приобрела всесоюзные масштабы — настолько ярких и обаятельных отрицательных персонажей на экранах ещё не было!