Все, что случилось в мире за последние сутки, также события в экономике и обществе, спорте и шоу бизнесе, новинки автопрома и многое другое на страницах нашего блога!

Как пользоваться динамометрическим ключом: разбираемся в типах и отличиях

Все о динамометрическом ключе: какие виды бывают и как пользоваться

Динамометрический ключ в наших автосервисах до сих пор не перешел в разряд повседневного инструмента — при том, что его применение во многих операциях строго обязательно. Зачем он вообще нужен и как его использовать


            Как пользоваться динамометрическим ключом: разбираемся в типах и отличиях

  • Что такое динамометрический ключ и для чего он нужен
  • Какие бывают и как работают
  • Таблица затяжки болтов динамометрическим ключом
  • Как правильно пользоваться
  • Как проверить динамометрический ключ своими руками
  • Как выбрать динамометрический ключ
  • Что такое динамометрический ключ и для чего он нужен

    Динамометрический ключ — это слесарный инструмент, предназначенный для контроля усилия затяжки резьбового соединения непосредственно в процессе затяжки. Конструктивно такие ключи делятся на несколько основных видов, среди которых наиболее распространены стрелочные, щелчковые и цифровые.

    Принципиальное назначение любого динамометрического ключа, вне зависимости от конструкции — сообщать пользователю о достижении заданного усилия (крутящего момента) затяжки с целью недопущения срыва резьбы или чрезмерной притяжки детали. Шкала момента на инструменте, как правило, обозначается в ньютон-метрах (Н·м), килограммах на метр (кг/м) или фунт-силах (lbf·ft).

    Каждый динамометрический ключ имеет свой предел измерений, и чем он уже, тем инструмент точнее. Иными словами, два отдельных ключа — с пределом измерений от 10 до 30 Нм и от 30 до 60 Нм, — будут по-отдельности точнее, чем один универсальный ключ со шкалой от 10 до 60.

    Какие динамометрические ключи существуют и как они работают

    Различают три основных вида динамометрических ключей. Рассмотрим конструктив и особенности каждого из них.

    • Стрелочный. Он же торсионный, т.к. в основе принципа работы лежит скручивание тарированного упругого элемента — торсиона, являющегося одновременно и ручкой. В зависимости от того, с каким моментом происходит затягивание болта или гайки, стрелочный указатель перемещается по шкале в большую или меньшую сторону. Стрелочные динамометрические ключи являются самыми дешевыми и, соответственно, наименее точными среди всех разновидностей.
    • Щелчковый. Самый распространенный вид «динамика» ввиду почти идеального сочетания цены и качества — разумеется, если не брать совсем дешевый безымянный инструмент. В отличие от стрелочного, на щелчковом ключе необходимо заранее выставить требуемый момент затяжки. Как правило, это делается с помощью вращающейся ручки, которая поджимает внутреннюю тарированную пружину и параллельно перемещает риску на шкале. По достижении нужного момента в процессе затяжки ключ «переломится»: рабочая часть (на которую надеваются головки) останется на месте, а ручка, к которой прикладывается усилие, немного спружинит. При этом раздастся характерный щелчок — сигнал того, что искомый момент достигнут и дальше тянуть не нужно.
    • Электронный. Также известен как цифровой динамометрический ключ. Наиболее точная и сложная по конструкции разновидность, нацеленная на применение в резьбовых соединениях, требующих максимальной прецизионности дозировки усилия. Вместо механической регулировки, как у щелчковых собратьев, электронный дино-ключ настраивается посредством кнопок и цифрового табло. В остальном алгоритм применения аналогичен щелчковому, с той лишь разницей, что при достижении нужного момента происходит не механический щелчок, а раздается звуковой сигнал, сопровождаемый световой индикацией. Очевидно, что цифровой динамометрический ключ является самым дорогим видом среди перечисленных.

    Существуют еще рожковые динамометрические ключи. В соответствии с названием, они не рассчитаны на работу с головками «под квадрат», а имеют вместо них набор рожковых насадок. По сравнению с обычными динамо-ключами, рожковые встречаются довольно редко.

    Таблица затяжки болтов динамометрическим ключом

    На просторах Сети легко находится множество таблиц с усилием затяжки для болтов и гаек, и почти во всех данные будут немного отличаться. Связано это с тем, что какого-то единого на весь мир жесткого правила по усилиям затяжки резьб не существует — момент всегда указывается применительно к конкретному соединению. Существует огромное количество отраслевых стандартов (ОСТов), скрупулезно описывающих где, как, что и чем крепить в той или иной сфере применения: авиация, машиностроение, железнодорожные машины и т.д. Подобные технические документы содержат десятки страниц, поэтому универсального незыблемого правила по затяжке с точностью до ньютонов (не говоря уже о десятых) просто не существует — слишком много переменных. От класса прочности болта до материала, из которого изготовлены сопрягаемые детали. Одним словом, все зависит от конкретной ситуации.

    Поэтому, приступая к любой работе, требующей точного соблюдения момента затяжки динамометрическим ключом, следует руководствоваться исключительно инструкциями механизма, в отношении которого производится работа. Пример подобной таблицы приведен ниже.

    Читать также:
    «Ничего не пускают». Грузия перекрыла поставки машин в Россию

    Как правильно пользоваться динамометрическим ключом

    Для начала перечислим универсальные для всех ключей правила эксплуатации, а затем рассмотрим нюансы использования каждого вида более подробно.

  • Не рекомендуется использовать динамометрический ключ в качестве повседневной обычной трещотки-воротка. Откалиброванный на заводе механизм инструмента не рассчитан на постоянную работу и быстро потеряет точность.
  • Использование промежуточных элементов также снижает точность. Чем больше между ключом и болтом будет насадок и переходников, тем менее достоверными окажутся показания.
  • Каждый раз после работы обязательно нужно выставлять изначальное нулевое положение усилия пружины. Если оставить ее в сжатом состоянии, уже через пару-тройку месяцев динамометрический ключ может значительно снизить точность показаний — пружина не рассчитана на постоянное сжатие и просто ослабнет.
  • Динамометрический ключ стрелочного (торсионного) типа

    Данная разновидность максимально проста в работе. Никаких предварительных установок и настроек совершать не нужно. Все, что требуется от мастера — внимательно следить за показаниями шкалы, чтобы не пропустить необходимый момент и вовремя прекратить затяжку.

    Динамометрический ключ щелчкового типа

    Перед началом работы необходимо натянуть пружину ключа на срабатывание на нужном усилии. Обычно это делается вращением ручки в нижней части инструмента. После того, как необходимое значение ньютон-метров установлено, желательно зафиксировать ручку от случайного вращения в процессе дальнейшей работы. Это делается либо специальной торцевой затяжной гайкой, либо слайдером-фиксатором на самой ручке — зависит от конструкции ключа. После чего можно затягивать соединение до характерного щелчка. По окончании работы пружину обязательно следует привести в начальное (не сжатое) состояние, во избежание выхода инструмента из строя.

    Электронный динамометрический ключ

    Устройство необходимо включить, затем выставить необходимые единицы измерения и нужное значение. На продвинутых моделях в процессе затяжки, по мере приближения усилия к заданному, цветовой индикатор будет последовательно заполняться делениями, сигнализируя о скором достижении требуемого момента. Когда таковое будет достигнуто, загорится зеленый индикатор и прозвучит звуковой сигнал. В функционал отдельных моделей также может входить память на несколько фиксированных моментов. Более простые исполнения памяти и цветовой шкалы не имеют, и обозначают индикацией со звуком лишь сам момент достижения заданного усилия.

    Как проверить динамометрический ключ

    Инструкция по эксплуатации предписывает периодическую поверку динамометрического ключа. То есть, в идеале, инструмент раз в пару лет необходимо отвозить официальному представителю, который проведет все необходимые процедуры и выдаст вердикт: какую погрешность имеет данный динамометрический ключ. Разумеется, на практике подобному алгоритму следуют считанные единицы пользователей. Ведь относительно точную проверку соответствия ключа установленным погрешностям можно провести самостоятельно. Один из примеров такой проверки в домашних условиях опишем далее.

  • Перед началом теста требуется найти жестко фиксированный болт или гайку, которая гарантированно не открутятся при тестируемом усилии. Можно просто закрепить в тисках болт.
  • Надеть на болт соответствующую головку динамометрического ключа и установить ручку инструмента строго вертикально.
  • Закрепить на конце ручки крюк электронного безмена. Предварительно следует убедиться, что безмен обладает необходимой точностью показаний.
  • Потянуть за безмен до момента достижения динамометрическим ключом выставленного на нем усилия. Запомнить показания безмена. При утягивании безмена важно сохранять прямой угол между ним (вектором приложения силы) и ручкой ключа.
  • Измерить расстояние между точкой фиксации крюка безмена на ручке и центром закрепленного в тисках болта.
  • Вычислить фактическое усилие срабатывания по формуле: М = m·g·l. Где М — крутящий момент в ньютон-метрах; m — значение на безмене в момент срабатывания в килограммах; g — ускорение свободного падения (9,8 м·с²); l — расстояние от крюка безмена до центра болта в метрах.
  • Полученное значение должно укладываться в указанную в инструкции допустимую погрешность динамометрического ключа.

    Как выбрать динамометрический ключ

    При выборе подобного инструмента опираться следует, прежде всего, на специфику работ. Если это не очень частые операции с резьбами больших диаметров, к тому же не требующие ювелирной точности (например, подвеска) — имеет смысл купить простой и дешевый стрелочный «динамик». Если предполагается работа с более требовательными к моменту элементами двигателя или трансмиссии — очень желательно пользоваться уже качественным щелчковым ключом. Наконец, когда в планах стоит работа с мелкими резьбами на прецизионных узлах — лучше раскошелиться на точный цифровой прибор. И конечно, ориентироваться стоит на более-менее известные инструментальные бренды, а не «почти такой же, только в 3 раза дешевле» с китайской барахолки. При ремонте того же двигателя или коробки передач копеечная экономия на подобном инструменте может обойтись очень и очень дорого.

    Читайте также: