Как Эди Сэджвик поссорилась с Энди Уорхолом и перестала быть королевой Нью-Йорка
Энди Уорхолл и Эди Сэджвик
Эди Сэджвик — один из символов 60-х. It-girl, актриса, модель — ее отношения с Энди Уорхолом будоражили Нью-Йорк тех лет, а без яркой пары не обходилась ни одна самая модная вечеринка. Бедная богатая девочка — молодая и уже надломленная — она была идеальным воплощением героини Уорхола. Когда от картин в стиле поп-арт художник перешел к съемкам кино, он сделал ее своей музой, своей главной суперзвездой, своей Мэрилин Монро. Фотосъемок и видео с Сэджвик вышло столько, что кажется, будто в зените славы она была как минимум десятилетие, но слава девушки была краткосрочной. Творческий союз с Уорхолом продлился лишь год — потом Эди пропала из знаменитой тусовки. Znamenitka рассказывает, как распались отношения художника и его музы.
Энди Уорхолл и Эди Сэджвик
С Энди Уорхолом Эди познакомилась в марте 1965 года: ей был 21 год, ему — 36. И, хотя непохожими были ни их характеры, ни их происхождение (Эди — из обеспеченной американской семьи с богатой родословной, Энди — из рабочей семьи иммигрантов), эти двое сразу поладили и стали практически неразлучны.
Энди выдохнул и сказал, деля слово по слогам: «О, она такая кра-са-ви-ца»,
— вспоминал о первой встрече Уорхолла и Сэджвик кинопродюсер Лестер Перски.
Даже их внешний облик говорил об этом: с одинаковыми короткими стрижками и платиновыми волосами они выглядели словно двойняшки (вскоре после встречи Эди обрезала и перекрасила свои натуральные волосы).
Эди Сэджвик
Сэджвик стала частой гостьей в «Фабрике», знаменитой арт-студии Уорхолла, где тусовался весь светский Нью-Йорк, а сам художник стал снимать Эди в своих фильмах. Первым стала интерпретация «Заводного апельсина». Хотя все роли там были мужскими, Уорхолл нашел место в кадре и Эди.
Первое же появление Сэджвик на экране произвело фурор.
Это было как с Мэрилин Монро в «Асфальтовых джунглях». У нее была пятиминутная роль, но все тут же стали спрашивать: «А кто эта блондинка?»
— вспоминал сценарист Рональд Тавел.
После этого совместные съемки шли одна за другой — в 1965 году Эди была главной героиней в 10 фильмах! Играть часто ничего не приходилось. Сэджвик была интересна Уорхоллу такой, какая она есть. Название фильма Poor Little Rich Girl («Бедная богатая девочка») — практически прямая характеристика Эди.
Съемки начались спустя пару дней после знакомства в квартире Сэджвик: Уорхолл через объектив камеры просто наблюдал за обычной жизнью Сэджвик, а она просто существовала в кадре, не прикрываясь масками. Просыпалась, пила кофе, курила и делала макияж под музыку The Everly Brothers.
Энди видел в ней свой билет в Голливуд,
— вспоминал о союзе пары Тавел.
Коммерческого успеха фильмы Уорхолла, однако, не имели, но публика на «Фабрике» была в восторге. Эди становилась популярной, ее даже пригласили сниматься в Vogue — яркий стиль Сэджвик с ее леопардовыми шубами и крупными украшениями не могли оставить равнодушными модных редакторов.
Эди Сэджвик и Мадур Джаффри
Впрочем, вскоре стало ясно, что самому Уорхоллу Эди интересна больше как очередной арт-объект, а не как человек. Последним их совместным фильмом стала «Лупа» (Lupe). Работа началась с того, что Энди сказал сценаристу Роберту Хейде: «Мне хочется чего-нибудь, где Эди бы в конце кончала жизнь самоубийством».
Возможно, Уорхолл уже чувствовал, что Эди уходит из его жизни — и для него она как муза стала мертва. Она отдалялась от своего Пигмалиона, словно место художника в ее жизни занял кто-то еще — так, по сути, и случилось.
Эди Сэджвик познакомилась с Бобом Диланом, который тогда тоже был звездой эпохи. По слухам, именно Эди посвящен альбом Blonde On Blonde, вышедший в 1966 году. Эди, казалось, была очарована певцом — общие знакомые подтверждали, что она постоянно стала говорить о нем.
С Уорхоллом она продолжала видеться, и во время одной из встреч произошло то, что окончательно перечеркнуло дружбу Энди и Эди, и сильно повлияло на Сэджвик. По воспоминаниям режиссера Пола Моррисси, Эди в очередной раз начала рассказывать про Дилана, упомянув, что скоро будет сниматься с ним вместе в фильме. Увлеченную речь Сэджвик прервал Уорхолл.
Эди, а ты знала, что Дилан уже в течение нескольких месяцев женат на Саре Лоундс?
— спросил художник — о тайной свадьбе он якобы узнал в офисе своего адвоката.
Слова Уорхолла потрясли Сэджвик.
Она вся задрожала. Мы поняли, что она действительно думала о серьезных отношениях с Диланом,
— вспоминал Моррисси.
После этого дороги всех трех разошлись. Эди еще продолжала сниматься в кино: в 1967 году Сэджвик приступила к съемкам фильма «Чао! Манхэттан» (Ciao Manhattan), но состояние знаменитости ухудшалось. Эди ждало лечение в психиатрической клинике и арест за хранение наркотиков. Сэджвик скончалась 16 ноября 1971 года в возрасте 28 лет. Причиной смерти стало «вероятное острое опьянение барбитуратами» на фоне опьянения этанолом.