«Из Турции везут все». Что значит победа Эрдогана для водителей в России
Эксперты оценили роль Турции в параллельном импорте запчастей и машин
Победа Эрдогана на выборах в Турции, как ожидается, в целом сохранит действующие логистические каналы с Россией. Что это означает для автомобилистов, которые получают оттуда машины и запчасти по параллельному импорту
Штрафы за опасную езду и новые ПДД: что изменилось для водителей весной Важные изменения для водителей 1 марта С 1 марта в России изменились ПДД. Как не попасть на новые штрафы Налог на роскошь 13 апреля Минпромторг опубликовал список облагаемых налогом на роскошь машин Номера 10 апреля Водители пожаловались на «непристойные» номера. Что сказали в ГИБДД
Инаугурация президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана состоится в Анкаре 3 июня. На выборах он обошел соперника от оппозиции Кемаля Кылычдароглу. Хотя последний и выступал за сохранение экономических связей с Москвой, но, как прогнозировали эксперты, в случае его победы курс на снижение реэкспорта в Россию мог усилиться.
Эксперты в области параллельного импорта и законодательства в беседе с Autonews.ru объяснили, чем важна Турция для автомобильного рынка России и почему сохранение прежнего режима — это неплохой знак для параллельного импорта машин и запчастей.
Логистический канал, который не зависит от ЕС
Турция — важный логистический хаб, через который в силу особого статуса страны можно пропускать востребованные в России потоки товаров, в том числе автомобили и автозапчасти. Об этом заявил замглавы комитета по интеллектуальной собственности Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) Анатолий Семенов. По его мнению, именно возможность провозить подсанкционные товары в Россию, включая дорогие автомобили, — одно из главных преимуществ этого направления для участников авторынка. При этом он отметил, что в Турции есть своя автомобильная промышленность, в том числе по производству запчастей. Однако эксперт сомневается, что продукция местного производства будет интересна владельцам премиальных марок, которые столкнулись со сложностями при обслуживании.
«Турция является членом НАТО, но одновременно не член Евросоюза. Такое положение дел не обязывает ее соблюдать санкции в отношении России, с одной стороны, а с другой — позволяет спокойно себя чувствовать во внешнеполитическом плане. Это уникальное свойство позволяет Турции пропускать через себя товарные потоки, которые пользуются спросом в России. При этом российские бизнесмены уже давно привыкли работать с Турцией, поэтому нарастить эти объемы и расширить номенклатуру было делом времени, что и произошло», — сказал Семенов.
В то же время он признал, что при провозе необходимых товаров через Турцию не все проходит гладко. Эксперт напомнил о проблемах, которые возникли после принятия десятого санкционного пакета Евросоюза в отношении России. Тогда таможенная система Турции, подключенная к системе ЕС, перестала позволять оформлять транзит товаров в Россию.
«Тем не менее этот технический сбой был решен. И, судя по всему, пока можно не ожидать повторения подобных проблем, поскольку политических изменений в Турции не произошло. Соответственно, Реджепу Эрдогану по большому счету нет никакого смысла менять то, что было. И я не думаю, что принципы работы по параллельному импорту с Россией будут меняться. Конечно, мы не знаем всего: мало ли что и кому он мог пообещать кулуарно. Но, скорее всего, для России ничего не изменится: в данном случае хорошей новостью является именно отсутствие новостей», — отметил Семенов.
Через Турцию приходят грузы из Европы
По оценке Семенова, Турция полезна тем, что в условиях практически полной отрезанности России от Европы именно эта страна стала удобной перевалочной базой.
«Турция компактно расположена в рамках Черного моря. Через нее в Россию может приехать практически все, что следует из Европы. Туда же могут попадать товары и из США. В принципе, через Босфор туда могут подтягиваться грузы и из более дальних стран. Без этого варианта для России была бы доступна логистика только через такие направления, как, к примеру, Дальний Восток или Казахстан. Это не всегда удобно. Эти маршруты больше рассчитаны на азиатские товары. А Россия, по крайней мере в технологическом плане, больше заточена на европейский и американский рынки», — говорит Семенов.
При этом эксперт обратил внимание, что при организации партнерства с контрагентами из той или иной страны для России важно наличие у них прав на патенты, дизайн, программное обеспечение. Турецкие партнеры, по его мнению, не смогут этого обеспечить.
«Единственное, чем нам может помочь Турция, — перепродавать готовые изделия. Это и есть параллельный импорт, который сейчас и работает. Чисто исторически для России базовым логистическим хабом для автозапчастей считается Дубай. Это достаточно старый маршрут, который никуда не делся. В плане поставок запчастей я бы даже поспорил, кто важнее. На мой взгляд, Дубай исторически более важен для автомобилистов», — считает эксперт.
Тем не менее наличие варианта Турции для России остается важным обстоятельством, которое дает возможность выбора при вопросе ввоза запчастей и автомобилей.
«Конечно, иметь такого партнера — всегда плюс. Кроме того, Турция наравне с ОАЭ считается для России источником запчастей из Европы, США и Японии. Для сравнения: китайцы готовы привозить к нам только те товары, что производят сами», — рассказал эксперт.
Автокомпоненты для немецких и французских иномарок
В свою очередь, автомобильный эксперт и руководитель проекта «Автомаркетолог» Олег Мосеев заявил Autonews.ru, что Турция как автомобильный хаб ожидания бизнесменов не оправдала.
«С точки зрения логистики Турция удобно расположена, и изначально многие планировали через нее возить в Россию автомобили из Европы. Но турки регулярно вводили различные неожиданные ограничения. Из-за этого, к примеру, зависали контейнеры с запчастями, которые шли транзитом. Часть проблем удалось решить, но путем увеличения стоимости логистики: товары приходится перегружать на территории Турции и загружать по новой. Что неудобно, плюс приходится доплачивать турецким посредникам», — отметил Мосеев.
Он также подтвердил, что часть параллельного импорта, в котором заинтересованы автомобилисты, идет через Турцию, но оценил эти объемы как скромные.
«В Турции есть свое производство запчастей для автомобилей Renault — этот бренд там очень популярен, и все комплектующие можно там найти. Я был на нескольких таких заводах: встречаются и абсолютно кустарные мастерские, но есть и производства запчастей соответствующего качества. Определенное количество дилеров возят эти запчасти в Россию. Автомобили через Турцию возить тоже пытались, но появились проблемы, которые пока решены только частично. Был сухопутный канал из Турции через Грузию, но он не самый удобный», — считает Мосеев.
Он рассказал, что через Турцию сейчас невозможно с легкостью привезти нужные автомобили из Европы и просто отправить в Россию. Кроме того, эксперт указал на высокую цену страховки паромов из Турции в Новороссийск. Тем не менее он признал, что некоторые потребности российских автомобилистов Турция продолжит обеспечивать.
«Если говорить с точки зрения бизнеса, то мы всегда должны быть готовы к возможным рискам. Например, Турция может ужесточить какие-то транзитные требования. C другой стороны, они сами не заинтересованы во введении санкций, они пытаются выстроить разные хабы и зарабатывают на этом», — отметил Мосеев.
Глава Национального автомобильного союза (НАС) Антон Шапарин назвал Турцию полезной в части поставок автокомпонентов и аналоговых запчастей популярных брендов. По его мнению, Турция не будет менять курс в торговых взаимоотношениях с Россией из-за своей прагматичности.
«Турция производит аналоговые запчасти, часто неплохого качества, для целой плеяды немецких и французских автомобилей. Кроме того, турки выступают логистическими партнерами для параллельных импортеров. Здесь можно найти множество контор, которые помогают с оформлением. Работает одна из схем так: грузополучателями выступают именно турецкие компании, чтобы уже потом отправить автокомпоненты и масла дальше в Россию. При этом есть и фундаментальные сложности — нестабильность курса лиры и обязательное требование о продаже части валютной выручки», — поделился Шапарин.
Автомобили же оттуда, по его оценкам, ввозить в Россию невыгодно из-за высоких цен и налогов.
У дилеров кончились Hyundai Creta и Kia Rio. Что еще можно успеть купить
У дилеров кончаются ввезенные по низкому курсу машины. Что будет с ценами
Дилеры переписали цены на модели из параллельного импорта. Что изменилось