История веера. Как появился веер?
Любите ли вы красивые старинные вещи? Инкрустированные табакерки, фарфоровые статуэтки, веера из перьев… Начищенная медь, загадочное мерцание драгоценных камней, переливы старинной парчи. Добротные, сделанные с удивительной любовью и старанием, они как будто вышли из сказки. Да так оно и есть – для нас, современных, компьютеризированных, не представляющих себе жизни без телевизора и сотового телефона позапрошлый век давно не только история, но и красивая сказка.
Томные красавицы, изнеженные придворные дамы, гибкие восточные танцовщицы, «Тысяча и одна ночь» да и только. А ведь все они в свое время так же не представляли себе жизни без такой нужной, да что там говорить – просто необходимой вещи, как веер. Да, да, тот самый веер, который в наше время переместился в разряд интерьерных украшений, который продолжает свою истинную жизнь разве что в кино и театре. А ведь всего сто с небольшим лет назад ни одна модница не смогла бы обойтись без нескольких (к каждому наряду) вееров.
История веера. Как появился веер?
История веера насчитывает уже несколько тысячелетий. Причем трудно определить, где именно он появился – местом появления веера называют Китай, Индию или Древний Египет. Причем первые веера представляли себе огромные опахала, изготовленные из бронзы, дерева и павлиньих перьев. Такой веер являлся символом высокого статуса его обладателя. А так как такие веера к тому же немало весили, то существовали специальные рабы для обмахивания повелителя. Веер-опахало изображен на античных вазах, а по древнекитайской легенде веер подарила людям богиня ветра в качестве источника прохлады. В некоторых странах веер был чем большим, чем просто вещь.
Культура веера постоянно развивалась. Особенно преуспели в этом Япония и Китай. Если сначала небольшие веера имели круглую, либо овальную форму и изготавливались из шелка или бумаги на раме, то вскоре появились уже более привычные для нас складные веера. Их каркасы делали из бамбука и кости, покрывали искусной резьбой. Веера расписывали знаменитые художники, изображая пейзажи, портреты и бытовые сценки. Искусные каллиграфы писали удивительные стихи. Подобные восточные веера в средние века были настоящими произведениями искусства, и позволить себе такие дорогие вещи могли только очень состоятельные люди. В обиходе обычных людей были веера попроще – из ткани и бумаги. Использовали их и мужчины и женщины, мужчины – для раздувания углей, женщины закрывали веерами лицо от солнца и нескромных мужских взглядов. А еще веер был непременным атрибутом театра Кабуки. Воины пользовались боевыми веерами – выполненными из металлических пластин или цельного листа металла.
В Европу веер попал с Востока примерно в середине XVI века и очень быстро завоевал сердца модниц. Постоянно видоизменяясь, веер стал непременным атрибутом костюма знатной дамы. Сделанный из шелка и бархата, украшенный кружевом, павлиньими перьями, драгоценными камнями он трепетал в нежной ручке прекрасной дамы. Появился даже особый «язык веера», которому обучали и обучались, чтобы девушка без слов могла объясниться с кавалером. Такая, казалось бы, безделушка триумфально шествует по Европе, становится символом романтики и любви. Женская ручка с веером оказывает влияние не только на мужчин, но и на общество и политику!
В Россию веер попал по времена Петра I и, конечно же, был по достоинству оценен русскими красавицами. Веера отделывают прекрасными мехами из России, а русские мастера составляют конкуренцию европейским. В XIX веке роль веера несколько снижается – он снова всего лишь принадлежность дамского костюма, но это не мешает веерам оставаться подлинными произведениями искусства! В России эскизы для вееров делали такие знаменитости, как Сомов, Врубель и Бенуа.
Сейчас веер – всего лишь декоративный элемент, принадлежность театрального реквизита. Он безвозвратно ушел в прошлое. Очень жаль…