История меховой муфты
Меховая муфта – одна из радостей жизни. Именно так начинался раздел « Энциклопедии для женщин», выходившей в 1910 – 1912 годах. И попробуй с этим не согласиться! Так приятно держать в руках шелковистый мех, да еще подбитый изумительным расшитым шелком, благородным атласом или уютным бархатом, украшенный лентами и бантами, да еще согревающий зябнущие руки в зимнюю стужу.
Всевозможные меховые накидки, муфты, манто, мантелеты — гости из прошлого, из той, другой жизни, где ботиночки на шнуровке, меховые пелеринки и капоры, изумительные дамские наряды и расшитые веера. Из прошлой неспешной жизни, когда дамам не нужно было все время куда-то бежать, толкаться в транспорте, общаться по телефону, держаться за поручень, доставать кошелек и ключи. Сегодня такие милые дамскому сердцу и уютные безделушки просто не вписываются в ритм жизни. И все же… Так хочется порой зарыться в пушистый мех, неспешно пройтись по аллеям зимнего парка, почувствовав себя дамой из 19 века. Не отказывайте себе в таком удовольствии! А попутно вспомните историю пушистого удовольствия, называемого муфтой.
Как ни странно, муфты впервые появились не в снежной и холодной стране, их родина – солнечная Италия. Именно там в середине ХVI века появилась мода на муфты. Кокетки-итальянки носили муфты, отделанные лебяжьим пухом, да еще украшенные пуговками из золота или хрусталя. Вроде бы не функциональная вещь очень быстро вошла в моду. И уже в конце 1570 года они упоминаются среди предметов весьма обширного гардероба английской королевы Елизаветы I. Муфты королевы были не только меховыми. Среди прочего описывается «муфта из серебряной парчи, очень красиво вышитая венецианским золотом, серебром, шелком и мелким жемчугом, с узорами в виде зверей, птиц и деревьев». Дело в том, что муфту не обязательно было носить только зимой. Прохладным весенним или осенним вечером она также прекрасно согревала озябшие нежные ручки дам. Кроме того, в те времена, когда сумочек не носили, муфта практически заменяла дамскую сумочку – в специальном отделении хранились зеркальце, деньги, флакончик духов, кружевной носовой платочек – все то, без чего дама не может выйти из дома. Муфты даже можно было надушить. Это отчасти перебивало неприятные запахи с улицы, оставляя за дамой шлейф аромата.
В конце XVII века мода была кокетлива и непрактична. Судить об этом можно уже по тому, что дамы и кавалеры носили шляпы на руке или под рукой, боясь испортить сложные пышные прически. Муфты становятся крошечными и греют не руки, а, скорее, душу от обладания такой красивой дорогой вещицей.
Зато в следующем, восемнадцатом веке, обожавшем фарфоровые безделушки, отделку, аксессуары, муфта на пике популярности. Так, посол Италии писал из Парижа в 1768 году: « Муфты нынче в моде, их носят и потому что это элегантно, и потому что это удобно. Форма их постоянно меняется. Нынче носят маленькие, украшенные пухом и отделанные черным или серым атласом ». Но иногда муфты достигали просто гигантских размеров. На карикатурах того времени изображали модников, держащих муфту с длинным мехом, причем сама муфта доходит почти до пола и напоминает стог сена.
Впрочем, муфты изменяли свой размер, изготавливались из меха или материала, отделывались лентами или лебяжьим пухом – неизменным оставалось одно – муфты оставались на пике моды. И в девятнадцатом веке элегантные дамы и их маленькие дочки продолжали носить эти пушистые, удобные, изящные аксессуары. Строгие знатоки мод расписывали, кому какой муфтой лучше воспользоваться и как муфта должна гармонировать с одеждой.
В двадцатом веке женщинам стало не до муфт, но тем не менее, этот изумительный аксессуар постоянно «всплывал» в модных коллекциях. Да и сейчас пальто или меховой жилет будут отлично смотреться с небольшой муфтой. Интересно, модно, индивидуально. И если в холода хочется спрятать руки, то лучше в муфту, чем в карманы.