Инциденты с эскалаторами в мире
В Риме 23 октября на станции метро "Репубблика" произошла авария на эскалаторе, в которой пострадали около 20 человек
ТАСС-ДОСЬЕ. 23 октября 2018 года в Риме (Италия) на станции метро «Репубблика» произошла авария на эскалаторе. По неустановленной причине лестничное полотно начало двигаться на спуск с большой скоростью, в результате чего находившиеся на эскалаторе люди упали на выходную площадку. В образовавшейся давке ранения разной степени тяжести получили около 20 человек, состояние как минимум троих оценивается как тяжелое. Среди пострадавших — российские болельщики, приехавшие в Рим на матч московского ЦСКА с «Ромой» в Лиге чемпионов.
Редакция ТАСС-ДОСЬЕ подготовила хронологию случаев массового травмирования или гибели людей на эскалаторах в разных странах мира.
17 февраля 1982 года на одном из эскалаторов станции «Авиамоторная» Калининской линии московского метро в результате излома ступени лестничное полотно стало двигаться вниз, быстро набирая скорость. Аварийный тормоз не остановил движение, около ста человек скатились вниз, заблокировав зону выходной площадки. В результате давки погибли восемь и пострадали 30 человек. Следствие установило, что с декабря 1981 года все четыре эскалатора серии ЭТ на станции эксплуатировались в аварийном режиме: обслуживание их тормозов велось по инструкции, относящейся к другому типу эскалаторов. В период с 12 по 28 мая 1983 года «Авиамоторная» была закрыта для замены эскалаторных ступеней. На других станциях эскалаторы серии ЭТ отремонтированы были постепенно, без приостановки обслуживания пассажиров. В ходе ремонтов усилили ступени, модернизировали рабочие тормоза, установили утолщенные щиты балюстрад.
18 ноября 1987 года в Лондоне (Великобритания) на крупной пересадочной станции метро «Кингс-Кросс» произошел сильный пожар. Причиной возгорания была незатушенная спичка, которую один из пассажиров обронил на эскалаторе линии Пикадилли. Из-за скопившихся под лестничным полотном эскалатора пыли и мусора пламя распространилось по наклонному ходу, после чего поток огня и раскаленных газов вырвался в находившийся выше кассовый зал. В результате погиб 31 человек, в том числе один пожарный. Свыше 100 человек были госпитализированы. После ЧП было отправлено в отставку руководство метрополитена и системы городского общественного транспорта. Деревянные детали эскалаторов в 1987-1990 годах заменили металлическими. Виновник возникновения пожара так и не был установлен. Хотя запрет на курение на территории лондонского метро действовал еще с 1985 года, многие курильщики игнорировали его, закуривая при подъеме на эскалаторах. После пожара на «Кингс-Кросс» наказание за курение ужесточили.
8 июня 2005 года в Баку (Азербайджан) на станции метро «Бакы Совети» (ныне — «Ичери Шехер») эскалаторы были остановлены из-за повреждения балюстрады. Когда группа пассажиров начала спускаться пешком по одному из неработающих эскалаторов, полотно внезапно пришло в движение и на большой скорости съехало вниз. В результате с ранениями различной степени тяжести были госпитализированы 18 человек. Один из пострадавших, житель Баку Вахид Ахундов, от полученных травм скончался в больнице. По факту происшествия было возбуждено уголовное дело по статье 162.2 («Нарушение правил трудовой охраны по халатности, повлекшее за собой человеческие жертвы») УК Азербайджана. Фигурантами дела являлись мастер эскалаторной дистанции электромеханической службы метрополитена Намик Дадашев, машинист эскалатора Эльхан Алиев и бригадир-слесарь Ренат Низаметдинов. В октябре 2005 года Сабаильский районный суд Баку вынес подсудимым условное наказание.
5 июля 2011 года в Пекине (Китай) на станции метро «Зоопарк» один из эскалаторов, работавший на подъем, внезапно переключился в режим спуска. Находившиеся на лестничном полотне несколько десятков человек скатились вниз. В результате давки погиб 13-летний мальчик, еще 28 человек получили ранения и травмы. Инцидент произошел на 4-й линии, открытой в 2009 году.
15 апреля 2012 года на станции «Комсомольская» Кольцевой линии московского метро произошло резкое ускорение, а затем остановка полотна эскалатора, работавшего на спуск на выходе к Ленинградскому и Ярославскому вокзалам. Пострадали десять человек, шесть из них были госпитализированы. Причиной сбоя стало отсутствие зубчатой соединительной муфты, которую техники забыли установить во время ремонта эскалатора. После ЧП в метрополитене провели кадровую перестановку: начальник эскалаторной службы Александр Икенькин был понижен в должности и назначен на пост заместителя начальника эскалаторной службы по реконструкции. Были уволены начальник отдела техконтроля и один из мастеров, еще пяти сотрудникам объявили выговор. В мае 2012 года Следственным комитетом РФ было заведено уголовное дело по статье о халатности (ст. 293 УК РФ) в отношении группы лиц, занимавшейся ремонтом. О результатах расследования дела не сообщалось.