Все, что случилось в мире за последние сутки, также события в экономике и обществе, спорте и шоу бизнесе, новинки автопрома и многое другое на страницах нашего блога!

Япония запретила экспорт машин с моторами более 1,9 л. Список моделей

Япония запретила поставку в Россию большей части автомобилей

Правительство Японии ввело новые санкции в отношении России. Теперь экспортировать в страну можно будет только автомобили с моторами объемом менее 1,9 л и электрокары: что это значит и какие модели окажутся под запретом


            Япония запретила экспорт машин с моторами более 1,9 л. Список моделей

В них лучше не врезаться. На что теперь не хватит полиса ОСАГО Закон и ПДД 14 октября 2022 На дорогах появились инспекторы ВАИ. Какие у них полномочия LADA 11 июня «Ситуация неприемлема». АвтоВАЗ признал завышение дилерами цен на Vesta Закон и ПДД 21 октября 2022 Что значит режим повышенной готовности для водителей: кого точно проверят

С 9 августа в Японии начнет действовать новый пакет санкций в отношении России, говорится в заявлении японского Министерства экономики, торговли и промышленности. Новый перечень товаров, которые будут запрещены для экспорта в Россию, содержит в частности автомобили с бензиновыми или дизельными моторами объемом более 1,9 литра, а также с любыми гибридными и электрическими силовыми установками.

В России любые санкции в отношении страны считают незаконными, в Кремле настаивают, что они лишь вредят мировой экономике и торговле.

Под запрет попали самые популярные модели

Ранее запрет поставок машин с моторами объемом более 1,9 литра в Россию ввели страны Евросоюза. Однако из-за особенностей модельных рядов японских автоконцернов их машины такая мера затронет в большей степени.

В отличие от европейских и китайских автоконцернов, японские автопроизводители медлили с переходом на малокубатурные моторы с турбонаддувом, сохраняя для своих моделей атмосферные двигатели большего объема. Из-за этого доля двигателей объемом более 1,9 литра в японских машинах достаточно велика.

Так, по данным Ассоциации европейского бизнеса, в 2021 году, когда автопроизводители еще официально поставляли машины в Россию, в топ-25 самых популярных моделей на рынке входило 6 моделей японских брендов. Это Toyota RAV4 и Camry, Nissan Qashqai и X-Trail, Mazda CX-5 и Mitsubishi Outlander. Из них только у Qashqai была версия с мотором менее 2,0 литров, остальные комплектовались силовыми установками большей кубатуры.

При этом все остальные модели в топ-25 имеют версии с двигателями объемом менее 1,9 литра, то есть среди бестселлеров российского рынка нишу машин с объемными моторами занимали именно японские модели.

В настоящий момент даже премиальные автомобили европейских брендов, такие как Mercedes. BMW, Audi и Volvo в начальных версиях оснащаются двигателями объемом ниже 1,9 литра. Японские премиальные марки Lexus и Infiniti таких модификаций не выпускают вовсе.

Как отмечают в агентстве «Автостат», сейчас в Россию поставляют в первую очередь подержанные автомобили из Японии — эта страна лидирует по поставкам б/у машин.

По данным агентства, подготовленным по запросу Autonews.ru, за первую половину 2023 года в России было продано 811,8 тыс. подержанных машин японских брендов, как ввезенных недавно, так и уже бывших в обращении на российском рынке. Ровно половина из них — это машины с объем двигателя более 1,9 л. За полгода они разошлись тиражом в 405,9 тыс. единиц — на 35% больше, чем в январе — июне 2022-го.

Японская газета Yomiuri приводит следующую статистику со ссылкой на Министерство финансов страны. За весь 2022 год в Россию было ввезено 200 тысяч японских машин на 250 млрд йен — это $1,8 млрд. После введения нового запрета объемы поставок сократятся вдвое в количественном выражении и более чем в два раза в денежном до 100 млрд йен или $720 млн, отмечает издание.

Читать также:
АвтоВАЗ возобновил производство Lada Granta с ABS

Важно отметить, что в случае с подержанными машинами речь идет почти исключительно о моделях с правым рулем, которые популярны в восточной части России. Так, нельзя будет ввезти популярные Toyota Harrier и Crown, минивэны Honda Stepwgn и Mitsubishi Delica, а также самый популярный в России электромобиль Nissan Leaf. Кроме того, из Японии в очень небольших количествах везли даже подержанные европейские автомобили с левым рулем, например BMW, так как там они в хорошем состоянии стоят дешевле, чем в Европе, рассказывает основатель компании Rucars Роман Рассудков.

«Японцы сами себя лишают возможности избавляться от старых машин и еще получать за них деньги. Теперь им самим придется платить за утилизацию. А рынок Дальнего востока и Сибири вполне могут насытить китайские автомобили, в том числе и подержанные», — говорит Рассудков.

В то же время сохраняется возможность ввоза достаточно широкого модельного ряда японских машин с правым рулем, моторы которых по объему меньше 1,9 литра. Это популярные Toyota Vitz (в Европе — Yaris) и Corolla, Honda Fit (Jazz) и Vezel (HR-V), Nissan Note и March (Micra), а также Mazda Axela (Mazda3). Наконец, под запрет не попадает культовый у любителей оффроуда внедорожник Suzuki Jimny.

Санкции не скажутся на параллельном импорте новых машин

В центральных регионах России сейчас можно встретить многочисленные предложения новых автомобилей японских брендов, ввезенных по параллельному импорту. Большинство из них также оснащаются двигателями объемом более 1,9 литра.

Это седаны Toyota Camry, кроссоверы Toyota RAV4 и Honda CR-V, внедорожники Toyota Land Cruiser и Mitsubishi Pajero. Однако все они поставляются не из Японии, а с рынков Китая и из арабских стран, напоминает учредитель проекта «Автомаркетолог» Олег Мосеев.

Это обстоятельство уже позволяло обойти прежние санкции, отмечает эксперт. С апреля 2022 года Япония запретила поставлять в Россию автомобили стоимостью больше 6 миллионов йен — это $43 тыс. Однако у российских дилеров можно встретить машины из Китая и ОАЭ существенно дороже этой суммы.

Тем не менее, на пресс-конференции, приуроченной к введению новых санкций, глава японского Минпромторга Яситоси Нисимура пообещал, что страны G7 поддержат контроль за поставками японских машин в Россию. Слова министра приводит издание Japan Times.

Однако, по мнению Мосеева, на рынке новых машин новые санкции вообще никак не отразятся.

«В поставках по параллельному импорту ничего не изменятся. Цены, конечно, вырастут, но не из-за новых санкций, а из-за повышения утилизационного сбора с 1 августа 2023 года. Что касается подержанных праворульных моделей из Японии, то в 2022 году их ввезли около 200 тысяч, а за первое полугодие 2023 года примерно 150 тысяч. Из них 75 тысяч были с моторами больше 1,9 литра. На фоне всего рынка подержанных машин в 6 млн единиц это очень небольшое количество. Оно ощутимо разве что для Дальнего востока», — говорит Мосеев.

Напомним, что ранее концерн Volkswagen обещал запретить своим китайским дилерам продавать машины для поставок на российский рынок и даже грозил составить черный список недобросовестных продавцов. При этом свежие автомобили Volkswagen из Китая и сейчас можно встретить в российских автосалонах.