Haima вернулась в Россию. Что это за бренд и какие есть модели
Содержание:
Автомобильный бренд Haima вернулся в Россию с двумя моделями
В России будут представлены две модели Haima. Это минивэн 7Х и кроссовер 8S
В Россию возвращается китайская марка Haima. Автомобили бренда уже продавались на российском рынке до 2016 года, но теперь покупателям предложат совсем иной продукт. За время отсутствия марка претерпела очень заметные изменения и сейчас переживает критический момент в своей истории. Какие риски ждут покупателей Haima в России.
Когда Haima придет в Россию
О возвращении бренда весной 2023 года объявила компания ООО «МВЛ АВТО». В ее сообщении утверждалось, что она стала официальным дистрибьютором марки на территории России и Белоруссии. Сама компания зарегистрирована только в августе 2022 года.
22 сентября ООО «МВЛ АВТО» объявила о получении Одобрений типа транспортного средства (ОТТС) на две модели и в ближайшее время сможет начать продажи. Сейчас на российском сайте бренда говорится, что ожидают открытия сразу несколько автосалонов в разных городах, но исключительно в регионах. Ближайший от Москвы располагается в Ярославле.
По информации издания «Китайские автомобили», старт продаж запланирован на 20 октября 2023 года. На запрос Autonews.ru ООО «МВЛ АВТО» не ответили.
Какие автомобили предлагает Haima
На российском рынке представлен практически весь актуальный модельный ряд компании, который, впрочем, в настоящий момент состоит всего из двух моделей, а также их модификаций. Это кроссовер 8S и минивэн 7X.
Обе машины технически весьма консервативны, что для России является скорее плюсом. В них нет гибридных технологий, роботизированных трансмиссий и прочих подобных вещей — только классические бензиновые моторы и не менее классические автоматы.
Кроссовер 8S
Кроссовер 8S по габаритам близок к ушедшей с российского рынка Toyota RAV4 и предлагается по относительно высокой цене — от 3,2 млн руб. Эта цена может показаться высокой, но она компенсируется богатой комплектацией. Так, в отличие от многих конкурентов, которые в этом классе предлагают машины с 1,5-литровыми моторами, у 8S двигатель с турбонаддувом имеет объем 1,6 л и мощность 195 л.с.
Благодаря этому машина получилась по китайским меркам достаточно динамичной — разгон до 100 км/ч занимает 7,8 се. Уже в базе автомобиль оснащается классическим шестиступенчатым автоматом, механическая коробка передач не предусмотрена вовсе. А вот полного привода, как и у многих китайских одноклассников, нет.
Нет в базовой комплектации и некоторых важных опций. И если отсутствие системы голосового управления еще можно пережить, то активный круиз-контроль, большой центральный дисплей с круговым обзором, датчик дождя и даже подогрев сидений появляются лишь в топовой комплектации, за которую просят уже 3,4 млн руб.
Минивэн 7X
Вторая модель и вовсе не имеет аналогов на российском рынке. Это классический семиместный минивэн под названием 7X, который можно было бы сравнить с Volkswagen Sharan, если бы последний не покинул российский рынок вместе с VAG.
На самом деле сейчас в России в классе минивэнов присутствуют только роскошные, премиальные модели из Китая, такие как Voyah Dream. Стоят они более 8 млн руб. А за Haima 7X хотят попросить от 3,6 млн. И это за машину с тремя полноценными рядами сидений, за которыми остается еще и место для багажника.
Двигатель и трансмиссия у 7X аналогичны кроссоверу 8S, но сама машина длиннее и тяжелее, так что в динамике проигрывает. Зато у нее богаче салон с полноценной «стеклянной» приборной панелью.
Правда, как и в случае с 8S, такая панель в 7X идет за доплату, вместе с множеством других приятных опций. Топовая версия обойдется уже в 3,8 млн руб., причем в ней будет не только подогрев, но и вентиляция сидений.
К слову в самом Китае обе модели Haima стоят ожидаемо дешевле. За кроссовер 8S просят от 1,062 до 1,673 млн руб. в пересчете на российскую валюту, за 7X от 1,67 до 2 млн руб.
Чем запомнилась Haima в России
Автомобили марки Haima уже продавались на российском рынке, с 2011 по 2016 год в России действовало официальное представительство бренда.
Модельный ряд состоял из трех машин. Это седаны и хетбэки Haima 3, которые многим напоминали Mazda 3, седаны Haima M3 и кроссоверы Haima 7. Как и многие китайские автомобили тех лет, Haima запомнились в первую очередь демократической ценой на фоне отсутствия претензий на передовую конструкцию.
Тем не менее, в России было продано более 5 тыс. машин, и до сих пор можно встретить объявления о продаже таких автомобилей. Пробег некоторых из них перевалил за 200 тыс. км., но, по уверениям продавцов в объявлениях, это исправные автомобили на ходу.
Что означает название Haima
Бренд Haima был создан в 1992 году в китайской провинции Хайнань, большая часть территории которой находится на одноименном острове на самом юге Китая. У него двойной смысл. Во-первых, это сочетание слов Хайнань и Mazda, так как изначально Haima была совместным предприятием властей провинции с японским автоконцерном.
В 1990-е и 2000-е Haima выпускала именно автомобили Mazda под собственным брендом, причем на машинах могло встречаться и другое имя — Hippocam.
Дело в том, что у названия Haima есть и второй смысл, оно созвучно китайскому слову, означающему морского конька. Морской конек на латыни называется Hippocampus.
В 2006 году долю Mazda в совместном предприятии в Хайнане выкупил китайский автогигант FAW, который создал собственное СП с японским концерном и таким образом забрал производство японских моделей себе.
Haima при этом сохранила технологии Mazda и начала делать машины собственной разработки. Партнерство с FAW при этом позволило марке выйти за пределы острова Хайнань на рынок континентального Китая.
Автомобили Haima именно этого периода поставлялись в Россию. Производство автомобилей и продажи бренда при этом год от года росли, достигнув к 2016 году 216 тыс. штук.
Какие риски грозят покупателям Haima
История Haima после 2016 года, когда марка покинула Россию, складывалась не самым простым образом. Финансовой и технологической поддержки от FAW так и не последовало, а спрос на устаревающие модели собственной разработки на основе автомобилей Mazda после 2016 года стал стремительно снижаться.
В 2021 году концерн продал только 29,5 тыс. машин собственного бренда, а в 2022 году лишь 24,4 тыс. Частично загрузить производство удавалось за счет заказов со стороны стартапа Xpeng, но несколько лет назад у него заработал собственный новый завод.
С 2021 года Haima прекратила отношения с FAW, став независимым автопроизводителем. Теперь руководит компанией один из ее основателей Цзин Чжу, который вернулся на пост в 2019 году, чтобы реструктуризовать бизнес. В начале 2023 года завод действительно начал наращивать производство относительно свежих моделей — тех самых 7X и 8S, пытаясь в том числе увеличивать их экспорт в соседние страны Юго-Восточной Азии.
За первое полугодие 2023 года удалось реализовать 17,2 тыс. автомобилей, увеличив продажи на треть. Однако затем продажи вновь упали до уровня ниже тысячи автомобилей в месяц, а в августе завод и вовсе не выпустил ни одного автомобиля.
Несмотря на некоторые позитивные сдвиги в финансовых показателях, Haima остается убыточной компанией с высокой долговой нагрузкой, о чем регулярно пишет китайская пресса.
Риски, связанные с китайскими автомобилями в целом признает член правления Союза автосервисов России Илья Плисов. По его словам, у независимых автосервисов вообще нет доступа к каталогам запчастей китайских автопроизводителей и к фирменному диагностическому оборудованию, и в случае ухода марки и закрытия официальных дилеров чинить такие машины будет почти невозможно.
Российский дистрибьютор при этом обещает, что клиенты не останутся без поддержки и даже допускает поставки запчастей для моделей, проданных до 2016 года. Судя по китайскому сайту компании, Haima действительно продолжает выпускать и активно продавать детали к своим старым моделям.