Германский подводный флот вышел из комы
На боевое дежурство заступили сразу три немецкие неатомные подводные лодки (НАПЛ). Событие для ВМС ФРГ отнюдь не рядовое, поскольку произошло оно впервые с 2010 года. Дело в том, что, хотя по требованиям немецкого военного ведомства в боеспособном состоянии постоянно должны находиться три-четыре субмарины, еще совсем недавно все шесть подлодок проекта 212А, построенных в 1998–2015 годы, вышли из строя и требовали ремонта.
После выделения дополнительных средств ремонт субмарин U-36, U-33 и U-31 удалось ускорить, и в настоящее время они приступили к несению боевой службы: U36 задействована в учениях Joint Warrior, U33 проводит совместные учения с норвежским флотом, а U31 несет дежурство в Балтийском море.
Еще на одной подлодке, U-34, завершается капремонт, U-32 до конца с.г. будет находиться в сухом доке, а U-35 готовят к ремонту. Последняя, напомним, совсем недавно, выполняя маневр в районе норвежского побережья, врезалась в скалу и получила повреждения рулей.
По данным Бундесвера, в 2017 году на вооружении ВМС находились шесть НАПЛ, но почти все они были в ремонте или проходили модернизацию. По словам представителей флота, причиной неработоспособности этих субмарин стало прекращение из-за финансовых ограничений комплексных поставок запчастей, поэтому вместо закупки новых деталей пришлось снимать их с других подлодок.
Германия имеет заслуженный авторитет в области подводного кораблестроения, хотя и не обладает атомным подводным флотом. Расцвет немецкого подводного флота пришелся на первую половину XX века. Новый виток в немецком подводном кораблестроении пришелся на 70-е годы прошлого столетия, а после окончания холодной войны Германия закрепила за собой роль одного из лидеров в области создания неатомных подводных лодок. При этом НАПЛ проекта 212А, оснащенные воздухонезависимой энергоустановкой (ВНЭУ) на топливных элементах, в буквальном смысле совершили революцию в подводном кораблестроении и позволили не только существенно повысить боевой потенциал ВМС ФРГ, но и укрепить позиции Берлина на международном рынке военно-морской техники и вооружений.
Новые подводные лодки, избавившись от необходимости регулярно подвсплывать для зарядки аккумуляторных батарей, получили возможность дольше находиться под водой, что в итоге положительно сказалось на их скрытности и позволило им более эффективно решать все стоящие перед ними задачи: действие в ближней и дальней морской зоне, контроль за морскими коммуникациями, ведение разведки, отражение атак потенциального противника и участие в зарубежных учениях.
Однако высокая технологичность данных подлодок сыграла с немецкими подводниками злую шутку: при сокращении финансирования на закупку запчастей и ремонтные работы обеспечить высокую боевую готовность «стальных акул» оказалось очень непросто. В итоге немецкие ВМС на какое-то время фактически остались без подводного флота.
Впрочем, теперь финансирование Бундесвера увеличивается, причем Берлин принял на себя обязательство довести к 2024 году военные расходы до 1,5% ВВП. В 2018 году военный бюджет страны составил 39 млрд евро, а в 2019-м – уже почти 43 млрд, или 1,2% ВВП. Если же он будет повышен до 2% ВВП, как того требует главный союзник Германии по НАТО – Америка, то военные расходы страны возрастут почти в два раза. Причем в прошлом году ассигнования на нужды обороны в ФРГ стали даже выше, чем во Франции.
В перспективе Бундесвер может получить более 60 млрд евро. При этом немецкие ВМС могут нуждаться в дополнительном финансировании не только из-за необходимости закупки запчастей для ремонта техники. Содержание личного состава тоже обходится в весьма значительную сумму. Зарплаты военнослужащих ФРГ достаточно высоки, а подводники получают различные надбавки к окладу.
Впрочем, сегодня ключевой проблемой ВС ФРГ эксперты считают то, что руководство страны не видит необходимости в дальнейшем развитии ВС, в том числе и подводного флота. В отличие от других государств – членов НАТО в ФРГ существует устойчивое мнение, подтверждающееся публикуемыми СМИ опросами правительственных чиновников, что угрозы со стороны России, о которой твердят в НАТО, нет, и Москва не является потенциальным противником Берлина.
Одновременно немецкая кораблестроительная промышленность активно действует на мировом рынке вооружений. Конкурентоспособность немецких подлодок была высока традиционно, но с появлением субмарин с ВНЭУ интерес к продукции германских корабелов вырос еще больше. Сегодня немецкие НАПЛ с ВНЭУ состоят на вооружении не только ВМС ФРГ, но и Греции, Италии, Израиля, Португалии, Турции и Южной Кореи. Есть интерес со стороны других стран мира.