Все, что случилось в мире за последние сутки, также события в экономике и обществе, спорте и шоу бизнесе, новинки автопрома и многое другое на страницах нашего блога!

Георгиевский зал Кремля закрылся на реставрацию паркета времен Николая I

Официальный представитель Федеральной службы охраны Сергей Девятов отметил, что прослуживший 170 лет паркет составлен из более чем 20 сортов древесины

Георгиевский зал Кремля закрылся на реставрацию паркета времен Николая I

Императорский паркет в Георгиевском зале Большого Кремлевского дворца (БКД) будет заменен на точную современную копию. Работы начнутся в ближайшее время, но зал уже закрылся на реставрацию, сообщил ТАСС официальный представитель Федеральной службы охраны (ФСО) доктор исторических наук Сергей Девятов.

«Наборный уникальный паркет был уложен в Георгиевском зале в 1848 году и прослужил 170 лет. Исследования показали, что истончение плашек дошло до критического значения и в некоторых местах не превышает 1-1,5 мм», — объяснил Девятов. Поэтому, по его словам, встал вопрос о комплексной реставрации напольного покрытия. Представитель ФСО отметил, что специалисты «уже провели полные и тщательные научные и художественные исследования паркета, в цифровом формате составлены макеты укладки, заканчивается этап согласования предстоящих работ, после чего начнутся демонтаж старого паркета и укладка нового».

Паркет, переживший бомбовый удар

Георгиевский зал — самое большое помещение Большого Кремлевского дворца: его длина — 61 м, ширина — 20,5 м. Этот зал — один из анфилады парадных залов, название получил по ордену в честь Святого Георгия Победоносца. Зал использовался во время множества торжественных церемоний в императорской России, СССР. Сейчас в Георгиевском зале проходят мероприятия с участием президента РФ.

Паркетный ковер в Георгиевском зале создавался по рисункам академика Федора Солнцева. Он составлен из более чем 20 сортов древесины как в естественном виде, так и тонированной. Причем использовались и традиционные дуб, бук, ясень, орех, и редкие индийский палисандр, африканский падук, чинара.

По мнению Девятова, при укладке пола была использована сложная технология, поскольку нужно было закрыть сводчатый потолок первого этажа дворца. Для выравнивания сначала использовались огромные тесаные бревна, которые опирались на вершину свода и на специальные проемы в стенах. В их пазы по диагонали укладывался брус. Следующим слоем шла основа из деревянных щитов, на который уже стелился паркет.

Представитель ФСО напомнил, что в конце 1990-х годов проводилась масштабная реставрация в двух других орденских залах БКД — Андреевском и Александровском, которые во времена советской власти были объединены в одно пространство для проведения партийных съездов и заседаний Верховного Совета СССР. Тогда же реставрация проводилась и в Георгиевском зале, но она не касалась паркета, который был лишь обновлен.

Читать также:
У Терезы Мэй есть всего 72 часа, чтобы сохранить за собой премьерское кресло

Впрочем, серьезное восстановление потребовалось одному из фрагментов паркета Георгиевского зала. «Во время Великой Отечественной войны 250-килограммовая немецкая бомба попала в БКД, пробила крышу и чердак и застряла в районе четвертого пилона Георгиевского зала, пробив паркет, его основание и бревенчатые лаги. К счастью, бомба не взорвалась, а повреждения удалось быстро отремонтировать», — подчеркнул Девятов. Он уточнил, что поврежденная бомбой часть паркета — единственный утерянный фрагмент оригинального напольного покрытия Георгиевского зала.

Научная реставрация

«На данный момент состояние паркета критическое, его дальнейшее сохранение и поддержание в надлежащем виде невозможно. Поэтому было решено проводить научную реставрацию и воссоздание», — констатировал представитель ФСО.

Он заверил, что все работы будут проводиться по тем же технологиям, которые использовались почти два века назад. «Пока не решено, как быть с бревнами в основании пола, но если они не потеряли крепость, то менять их не потребуется», — считает Девятов.

По его словам, сам паркет будут изготавливать отечественные реставраторы, «он будет абсолютной копией императорского паркета». Предполагается использовать те же породы дерева, что и в середине ХIХ века. Тем же сортам, которые уже утрачены на планете, будет подбираться точная копия.

Историк полагает, что работы в Георгиевском зале для российских мастеров будут относительно легче, чем те, что выполнялись в середине 1990-х годов в Александровском и Андреевском залах. Тогда реставраторам предстояло воссоздавать паркет только по сохранившимся фотографиям фрагментов напольного покрытия и нескольким чертежам. Теперь же оригинал в полном распоряжении реставраторов.

«Сроки работ не называются, поскольку процесс будет сложный и его трудно прогнозировать», — сказал Девятов. Он добавил, что реставрация коснется только пола Георгиевского зала: ни потолок, ни стены обновления не требуют.