Где находится номер двигателя и что делать, если он не читается
Содержание:
Все о номере двигателя: проверяет ли инспектор и как подавать на экспертизу
Несмотря на множество частных случаев, когда инспектор ГИБДД так и не заглянул под капот с фонариком, действия по сверке номера двигателя предусмотрены и абсолютно законны. В тонкостях процедуры разбирался Autonews.ru
Номер двигателя — это нанесенный на заводе буквенно-цифровой код, индивидуальный для каждого экземпляра силового агрегата. Является уникальным идентификатором, наподобие номера кузова, и входит в перечень обязательных пунктов проверки при ряде регистрационных действий с автомобилем.
Для чего нужен номер двигателя
Номер двигателя, прежде всего, нужен для выявления факта соответствия автомобиля заявленным в документах характеристикам. В частности, без соответствующего алгоритма внесения изменений, запрещена замена двигателя на другую модель.
Помимо задачи выявления самостоятельно замененных силовых агрегатов, преследуется еще одна цель — проверка по базам розыска. Другими словами, изучая номер двигателя, инспектор выясняет, не установлен ли на машину агрегат с «распиленного» или проходящего по базам угона экземпляра.
Когда проверяют номер двигателя
В 2024 году проверка номера двигателя является обязательной процедурой в случае следующих действий с автомобилем.
Где находится номер двигателя
В большинстве случаев номерной идентификатор двигателя выбит на блоке цилиндров. Тем не менее, всегда есть исключения — так, на некоторых агрегатах номер можно найти на головке блока или клапанной крышке.
В Интернете повсеместно встречаются подробные «рекомендации» по поиску номерного оттиска мотора, однако на деле универсального алгоритма просто не существует. Номер двигателя может быть как в классических местах (недалеко от термостата или масляного щупа), так и в совершенно неожиданных локациях. В любом случае, поиск заветного буквенно-цифрового кода несложен, достаточно лишь иметь фонарик и, в некоторых случаях, зеркальце. К слову, и то и другое у инспекторов всегда под рукой.
Что делать, если номер двигателя не совпадает с номером в ПТС
В идеале такую ситуацию лучше предусмотреть заранее, сверив номер агрегата с прописанным еще на этапе осмотра приглянувшегося автомобиля. Если обнаружены отличия, которые хозяин не в состоянии внятно объяснить (а главное, подкрепить документально), от машины однозначно нужно отказываться. Последующие проблемы с законом могут кратно превысить выгоду от скидки, которую сулит подобная сделка. Вплоть до того, что по итогу может понадобиться доказывать в суде, что покупка «левой» машины была не предумышленным противозаконным действием — а это уже уголовная статья.
Если же случилось так, что несоответствия вскрылись непосредственно на осмотре в Госавтоинспекции, то владельцу автомобиля с незарегистрированным двигателем однозначно откажут в регистрации. И здесь есть два варианта развития событий — благополучный и не очень.
Номер двигателя не совпадает, но модель та же
Предпочтительный исход событий. На сегодняшний день необязательность внесения нового номера двигателя допустима только в одном случае: это такая же модель агрегата, как и ранее установленная с завода. То есть, у двигателя полностью совпадает буквенный индекс модели, а отличия находятся только в цифровой части, отвечающей за порядковую нумерацию экземпляров.
На самом деле в законе оговорена еще одна лазейка — двигатель может быть не идентичен заводскому, но предусмотрен для установки на данную модель автомобиля в принципе. При этом он обязан быть не ниже по классу экологичности. Проще говоря, формально разрешено ставить двигатели от других комплектаций без бумажной волокиты. Однако на быстрое и беспроблемное разрешение подобного вопроса, если у хозяина нет юридического образования или друга-автоюриста на пассажирском кресле, лучше не надеяться.
Номер двигателя не совпадает и стоит другая модель
В случае, когда в документах ничего не сказано о внесении соответствующих изменений в конструкцию ТС, машина с несовпадающим номером двигателя (и самим отличным от заводского двигателем) однозначно «зависнет» — постановят отказ в регистрации. Что делать дальше, вопрос всегда открытый, но шансов встать на учет без серьезных временных и финансовых вложений практически нет. Формально нужно будет просто зарегистрировать изменения, но если никаких документов на «свапнутый» мотор нет, этот путь может вызвать большие затруднения, вплоть до невозможности легализации машины в принципе.
Что делать, если номер двигателя не читается
Как ни странно, если номер не читается вообще, но по естественной причине (сгнил) — дело куда лучше, чем четкий оттиск, но без соответствующего отражения в документах. В случае, когда инспектор не смог прочитать номер двигателя, владельца отправляют на экспертизу. Суть процедуры в том, чтобы предоставить при повторной проверке доказательства неумышленного уничтожения «серийника». Иными словами, при положительном исходе экспертиза подтвердит, что номер мотора исчез по обстоятельствам непреодолимой силы, а не был перебит злоумышленниками.
Разумеется, за экспертизу придется платить. О ценах говорить смысла нет, все сильно зависит от конкретного места. Если повезет, дело обойдется 3-5 тысячами, в иных случаях могут попросить до 10. И конечно, за езду без читаемого номера двигателя (даже пока идет экспертиза) предусмотрен штраф. Нарушение квалифицируется как «управление транспортным средством, не зарегистрированным в установленном порядке» и наказывается суммой от 500 до 800 руб.
Экспертиза номера двигателя
В общем случае алгоритм прохождения экспертизы в связи с нечитаемым номером двигателя будет следующим.
- Получить отказ в регистрации ТС в МРЭО и, соответственно, здесь же попросить выдать направление на экспертизу.
- С направлением отправиться к специалисту (обычно это находится в соседнем окошке того же МРЭО), который назначит дату осмотра автомобиля.
- Дождаться результатов — обычно экспертиза занимает от 2 до 5 рабочих дней.
В случае положительного заключения в ПТС вносятся особые отметки — о том, что номер силового агрегата утерян ввиду естественных причин. В графу «номер двигателя» впишут что-то вроде «отсутствует вследствие коррозии». Если же специалист посчитал, что номер был уничтожен намеренно, или не дал добро на регистрацию по иным причинам, то единственный способ поставить проблемную машину на учет — независимая экспертиза.
Здесь же остается добавить, что, как и в случае любого варианта решения вопроса «не у своих» — то есть, с привлечением сторонних контор, результат и алгоритм не могут быть описаны сколь-нибудь достоверно. Счастливчику, которому через независимую экспертизу все же удалось убедить сотрудников МРЭО в чистоте помыслов и автомобиля, поставят заветные штампы и подписи в течение нескольких дней. В ином же случае незадачливому покупателю придется бегать по инстанциям и кабинетам месяцами, и совсем не факт, что это приведет к желаемому результату. Именно поэтому, дабы избежать впоследствии нервотрепки и значительных финансовых вложений, подозрительные экземпляры стоит отметать еще на этапе первого осмотра перед покупкой.
Читайте также: