Филарет и церковное «украинство» под гнетом Константинополя
Начиналось все очень красиво. Кто-то нашептал на ухо Петру Лексеичу сакраментальную речевку «Армия, Язык, Вера» и он тут же создал на ее базе свою предвыборную программу «перемог уже сегодня», одним из главных элементов которой стал проект «окончательного отрыва украинского православия от России. Как говорится, ничего личного и духовного, голая политика и расчет.
Преподносилось все это «под соусом» создание единой поместной украинской церкви, которая должна была стать пятнадцатой официальной церковью мирового православия (наравне с РПЦ и даже Константинопольским патриархатом).
И так говорили еще летом.
Суровая правда жизни
Да, а потом наступила «суровая правда жизни». Как оказалось, интересы «турецкого патриарха» Варфоломея и «украинского патриарха» Филарета во многом не только не совпадают, но и противоположны. Первый рассматривает Украину, как свой единовластный приход и надеется при его помощи стать вторым (по численности прихожан) «патриархом православия». И тем самым, резко усилить свои позиции в вопросе противостояния с самым сильным на сегодня по факту Московским патриархом. Тем временем для Филарета такой оборот событий оказался много хуже «московской неволи».
Почему? А тут все просто. Филарет умный мужик и понимает, что интерес к украинской православной церкви у мировых лидеров есть ровно до тех пор, пока она находится на острие борьбы с РПЦ. Причем, даже в автокефальном статусе она не потеряет этого своего значения. Прямое же подчинение Стамбулу (или Фанару, кому как больше нравится) выбрасывает Киев на обочину, и далее он будет только послушным исполнителем воли «православного падишаха» и воли его спонсоров.
То есть Киев будет таскать каштаны из огня, а деньги за это будет получать верный союзник Госдепа и главный раскольник мирового православия Варфоломей и его наследники на патриаршестве. И только жалкие крохи при этом достанутся «киевскому митрополиту».
В общем, бабки превыше всего, а все остальное, это всего лишь красивая обертка для баранов.
А Филарет против
Именно поэтому, когда стал известен текст устава и томоса, а также формат «объединительного собора», которые подготовил для «украинцев» Варфоломей и Ко, Филарет сказал свое «НЕТ».
Нет, он был согласен не участвовать в выборах нового главы церкви, понимая, что ему все равно скоро отходить в мир иной. Но он надеялся оставить за собой ту структура, созданию которой посвятил последних 27 лет своей жизни.
Именно поэтому еще в начале нынешней недели, когда в окружении Филарета открыто выразили несогласие по многим пунктам и процедурам «объединительного» собора, начали гадать, как именно глава «киевского патриархата» поставит палку в колесо плана американского Госдепа.
Но у американцев все карты меченные
Американцы не стали ждать и ударили на опережение. А еще Петр Порошенко не мог допустить после позора 13 ноября (когда его проигнорировали священники УПЦ), еще одного публичного унижения уже от верных «филаретовцев». Не знаю, как именно его церберы из СБУ давили на Филарета (не исключу, что также, как и на священников УПЦ), но уже в четверг 13 декабря «собор» УПЦ КП не стал выдвигать его на пост главы новой структуры и решил далее не отвергать большей части унизительных для «незалэжников» условий «стамбульского патриарха».
То есть, никаким «почетным патриархом» Филарет не станет (как он думал еще два месяца назад). Более того, уже ясно, что после собора его выбросят не только из церковной и политической жизни страны, но и забудут. А может даже не вернут в лоно православия, и он так и умрет с не снятой «судимостью», то есть анафемой.
Обратите внимание, что 13 декабря, во время первой службы представителя Варфоломея в Андреевской церкви, ему помогали только священники канонической УПЦ и ни один представитель киевского «недопратиархата» не был допущен до таинств (хотя в соборе их было много, но в качестве мирян). Это отличный маркер не только отношения хозяина к своим верным вассалам, но и полностью опровергает заявления об уже якобы снятии анафемы с Филарета и признания соответственно всех его т.н. «священников». И это отличный крючок не только для самого Филарета, но и для всей его «братии».
По мнению Варфоломея «мавр (Филарет — прим, авт.) сделал свое дело и может уходить». И если отбросить сантименты, то он прав. Зачем ему этот старый пень, который со своими мыслями и идеями, только портит «стамбульскому патриарху» его личную «перемогу».
Между тем прессинг на священников УПЦ не ослабевает, а даже нарастает. Вашингтону и Киеву для придания легитимности своего сборища нужно кровь из носу показать не только массовку (которую обеспечат губернаторы областей, каждый из которых уже получил разнарядку привезти на выходные в столицу определенное число «верующих бюджетников»), но и нужный результат голосования. Именно для этого на собор будут собраны не только архиереи разных сект, но и клирики и даже миряне. Нет, ничего в этом предосудительного, конечно, нет. Но…
Как мы понимаем, СБУ работать с клириками и мирянами много проще. Одно дело убедить митрополита принять волю Госдепа и Варфоломея о полном и безоговорочном подчинении создаваемой на Украине структуры стамбульскому синоду, а другое дело простым мирянам. И когда дело дойдет до голосования, которое по требованию Фанара будет не открытым, а тайным, голоса клириков и мирян будут иметь ту же цену, что и голоса архиереев. И именно они могут оказаться решающими для легализации сборища в Киеве.
В общем, думаю, у Порошенко и Госдепа все может получиться если и не красиво и канонично, то более менее гладко (уж больно большие силы на это брошены).
Ждем собора
Да, ждем собора. Он вполне еще может принести сюрпризы, в т.ч. и для его организаторов. Но если все у них таки получится, хотелось бы напомнить им, что не они первые, кто пытался провернуть подобный кульбит и уверен не последние.
Кто только не колол православие на украинских землях. Поляки, немцы, даже большевики в 1920-е. Вообще украинцам и не только верующим давно пора понять простую истину. Никто и никогда им на блюдечке никакую независимость не даст (в т.ч. и церковную, и экономическую, и политическую). Все эти так называемые соборы за автокефалию (коих было уже несколько) всегда были отражением желания политических кругов закрепить новое статус-кво на завоеванной ими только что территории. Без исключений.
Но вернемся к нашим церковным вопросам. Итак, Константинополь, как и все предыдущие «благодетели», как уже понятно всем, просто использовал местные украинские сепаратистские церковные круги, чтобы установить здесь свое господство. А закончится это (пусть и не сразу) ровно также, как и все предыдущие подобные попытки. Как только политическая ситуация изменится, все вернется на круги своя. Единое православное поле в восточной Европе восстановится (до очередных катаклизмов), а в миру останется еще один осколок нынешнего бурного периода.
Так было ранее, думаю, так будет и на этот раз.