Ферруччо Ламборгини: биография человека-легенды
Содержание:
Тяжелые времена и обстоятельства рождают сильных людей. Ферруччо Ламборгини как раз из таких. Он упорно шел к намеченным целям и, прочно стоя на земле, достигал головокружительных высот в бизнесе
Биография Ферруччо Ламборгини
Ферруччо Ламборгини (1916-1993) — выдающийся итальянский предприниматель ХХ века, всемирную известность которому принесла компания Automobili Lamborghini по производству высокомощных, скоростных автомобилей для дорог общего пользования. Эти модели и сегодня напрямую конкурируют GT Ferrari.
Крестьянский сын, Ферруччо с детства больше интересовался техникой, чем сельским хозяйством. Родители не препятствовали увлечению сына, и тот изучал механику в институте Fratelli Taddia в пригороде Болоньи. С 1940 года Ламборгини, призванный в Королевские военно-воздушные силы Италии, проходил службу в автомастерских на острове Родос, который был оккупирован немецкими войсками после отстранения от власти Бенито Муссолини в июле 1943 года и заключения Италией перемирия с союзниками по антигитлеровской коалиции. Итальянский гарнизон острова оказался на положении военнопленных, которые содержались немцами в достаточно тяжелых условиях. Но не Ферруччо. Обладая крестьянской сметкой, он воспользовался тем, что островной автопарк состоял из древних моделей, и, припрятав чудом сохранившиеся инструкции по эксплуатации, превратился в незаменимого специалиста. За что англичане, занявшие остров после сдачи немецкого гарнизона в мае 1945 года, арестовали Ламборгини как коллаборациониста, и тот еще год не мог вернуться в Италию. А вернувшись, начал свой путь предпринимателя.
Компания Lamborghini
Ферруччо Ламборгини не был человеком одной всепоглощающей страсти, как Энцо Феррари, который не мыслил свою жизнь без автогонок. Уроженец провинции Феррара на севере Италии всегда занимался тем, что имело отчетливую бизнес-перспективу, и потому в сферу интересов Ферруччо попадали самые разные отрасли.
Трактора Ламборгини и не только
В 1946 году Ферруччо занялся переделкой списанной военной техники в трактора, в которых остро нуждалась послевоенная Италия. Проблема заключалась в том, что доноры оснащались в основном двигателями, работающими на бензине, который оказался в дефиците в обедневшей стране. Ламборгини нашел выход, запатентовав конструкцию распылителя, который позволял британским моторам Morris использовать бензин только для запуска, а затем переключаться на более доступное дизельное топливо. Именно такие двигатели получили Carioca, первые трактора образованной в 1948 году в городе Ченто компании Lamborghini Trattori. Ее эмблемой в течение 15 лет оставался неброский треугольник с аббревиатурой FLC (Ferruccio Lamborghini Cento) внутри, а кардинальное изменение логотипа произошло после вхождения Ферруччо в автомобильный бизнес, но об этом ниже.
Развитию Lamborghini Trattori способствовало принятие закона от 25 июля 1952 года о льготных кредитах для тех итальянских фермеров, которые закупали технику отечественного производства. Используя открывшиеся возможности, компания Ферруччо Ламборгини развернула производство тракторов разных классов — от компактных до высокомощных, в том числе гусеничных. На волне коммерческого успеха в конце 1960-х годов внедрялись более совершенные технические решения, в частности, впервые в Италии трактора Lamborghini серийно комплектовались синхронизированными коробками передач. В 1969 году Ферруччо Ламборгини удостоился почетного титула Cavaliere del Lavoro, что-то вроде Героя капиталистического труда. Однако уже в начале 1970-х компания, поставлявшая почти половину своей продукции на экспорт, столкнулась с большими финансовыми трудностями после аннулирования крупных заказов из ЮАР и Боливии, где произошел военный переворот. В результате в 1973 году Ферруччо продал Lamborghini Trattori своему конкуренту SAME — ныне международному концерну SAME Deutz-Fahr, которому марка, сохранившая свое наименование, принадлежит и сегодня.
Развивая тракторное производство, Ламборгини не забывал смотреть по сторонам в поисках новых перспективных направлений бизнеса. И если они никак друг с другом не пересекались — не беда! Посетив США в 1959 году, Ферруччо загорелся идеей наладить и в Италии выпуск форсунок для котельных на дизельном топливе. В стране начавшегося строительного бума спрос на такую продукцию был гарантирован. И уже в 1961 году начинает работу компания Lamborghini Bruciatori Condizionatori, которая, как явствует из ее названия, занялась производством как форсунок, так и кондиционеров. И вновь успех, не в последнюю очередь благодаря очень привлекательному соотношению цена/качество выпускаемой продукции и наличию развитой сервисной сети.
Параллельно Ламборгини попытался вклиниться в такую область как… вертолетостроение. Дело дошло даже до постройки опытного образца, но, как говорят, однажды к дому Ферруччо подъехал шикарный автомобиль, из которого вышли люди в дорогих костюмах, настоятельно рекомендовавшие хозяину покинуть эту рыночную делянку. Видимо, предложение было из разряда тех, от которых нельзя отказаться… А в 1969 году неугомонный Ферруччо создал компанию Lamborghini Oleodinamica по производству промышленного гидравлического оборудования.
Итальянский инженер и дизайнер автомобилей Ферруччо Ламборгини на поле подсолнухов в Перудже, Италия, 1991 год
К тому моменту Ферруччо Ламборгини уже открыл для себя универсальный метод вхождения в новый сегмент бизнеса. Первый принцип: не изобретать велосипед, а сделать продукт, учтя достижения и промахи лучших из лучших. Второй: переманивать у конкурента ведущих специалистов, используя в качестве «вербовщика» существенно увеличенную зарплату. Такие возможности Энцо Феррари, по собственному признанию обладавший несносным характером, предоставлял с завидным постоянством.
Первый автомобиль Lamborghini
Собственно, Маг из Маранелло своими руками превратил Ламборгини в конкурента из VIP-клиента. Разбогатев, Ферруччо стал обладателем целого автопарка дорогих спортивных авто, в том числе нескольких Ferrari. Из опыта владения ими тракторный король вынес убеждение, что при всех достоинствах, эти машины слишком напоминают гоночные, а потому с их ужасно тяжелыми педалями сцепления, жестким шасси, никудышной шумоизоляцией и спартанской отделкой салона неудобны для повседневной жизни. К тому же Ламборгини считал дизайн Ferrari излишне консервативным. Ферруччо часто наведывался в Маранелло и требовал переделать приобретенные машины под свои запросы. Наблюдать за выполнением заказов не разрешалось, что ужасно раздражало Ламборгини, и в конце концов в 1962 году он при личной встрече высказал Энцо Феррари то, что думает, в частности, о «тракторных» сцеплениях его автомобилей. Коммендаторе в долгу не остался и в красочных выражениях посоветовал Ферруччо заниматься своим делом, правда, затем в узком кругу произнес фразу: «Мы потеряли одного из наших лучших клиентов». После этой памятной встречи, по словам Ламборгини, Феррари всячески избегал встреч с ним и никогда больше не общался. Со своей стороны, Коммендаторе отрицал сам факт судьбоносного разговора. Как бы то ни было, Ламборгини решил бросить открытый вызов уже всемирно известному Магу и приобрел участок земли в 90 000 кв. м под строительство автомобильного завода в местечке Сант’Агата Болоньезе меньше, чем в 30 км от Маранелло. Кадровый вопрос был решен проверенным способом, благо после очередного громкого скандала из Ferrari ушла целая группа ключевых специалистов. Вопрос лишь в том, считать ли их создателями первой модели Lamborghini, а если да, то какой именно?
Fiat 500 Topolino
Отличные от нуля права носить этот почетный титул принадлежат Fiat 500 Topolino, который Ферруччо еще в 1948 году в своих мастерских превратил из модели с закрытым кузовом в родстер, заодно существенно модифицировав двигатель. Все для того, чтобы принять участие в знаменитой гонке Mille Miglia по дорогам Италии. Экипаж в составе Ламборгини-Бальони на машине под номером 427 сумел преодолеть более 1000 км, прежде чем в городке Фиано под Турином прошедший апгрейд Topolino на одном из поворотов не влетел в стену ресторана. Возможно, с тех пор Ферруччо навсегда исключил для себя участие в гонках и публично называл автоспорт прямой дорогой к банкротству. А в том памятном марафоне Клементе Бьондетти принес Ferrari первую из восьми побед в Mille Miglia… Так что соперничество между двумя великими итальянцами разворачивалось затем исключительно на поле «гражданских» спортивных моделей. Личное противостояние завершилось в 1973 году, когда разразившийся после очередной арабо-израильской войны нефтяной кризис и введение ограничений для высокомощных автомобилей заставили Ферруччо продать образованную десятью годами ранее компанию Automobili Ferruccio Lamborghini.
Lamborghini 350 GTV
А ее история началась с создания модели 350 GTV, точнее, шасси с двухместным кузовом купе и 3,5-литрового V12. Такую архитектуру Ламборгини избрал в пику Энцо Феррари, который после Второй мировой «монополизировал» в Европе производство таких двигателей. V12 Lamborghini не только превосходил мотор Ferrari по рабочему объему, но и в техническом плане был более совершенным, предлагая по два распредвала на каждую группу цилиндров вместо одного. В ходе стендовых испытаний была получена мощность близкая к заявленным 365 л.с., однако Ферруччо Ламборгини забраковал чисто гоночные решения, такие как высокооборотный характер двигателя и использование схемы с сухим картером. Отказавшийся переделать проект Джотто Бицзарини смог получить причитающиеся ему деньги только по суду, что не помешало в течение почти полувека использовать на моделях Lamborghini моторы, конструктивно близкие тому самому первому V12 компании.
Lamborghini 350 GTV
Шасси 350 GTV с полностью независимой пружинной подвеской тоже было шагом вперед по сравнению с «тележками» конкурентов от Ferrari и Maserati, имевшими задние мосты на рессорах. А смелый дизайн кузова от Франко Скальоне с сочетанием плавных обводов и резких граней, а также футуристичными для того времени решениями, вроде выдвижных фар и «потайных» стеклоочистителей, выводил 350 GTV в другую лигу при сопоставлении с выдержанными в классическом стиле творениями знаменитых итальянских ателье, включая Pininfarina, «придворного» стилиста Ferrari.
Lamborghini 350 GTV
Было только одно «Но». Изготовленный V12 не желал помещаться под низкий капот 350 GTV. К тому же исполнение кузова модели, готовившейся в страшной спешке к туринскому автосалону 1963 года, оставляло желать много лучшего. Чтобы не имевшая двигателя машина обрела нормальную посадку, перед выставкой Ферруччо Ламборгини, как говорят, приказал наполнить моторный отсек кирпичами и закрыть наглухо, а двигатель выставить рядом отдельно. Для визуального увеличения скромного стенда использовалась зеркальная стена, множившая отражения 350 GTV. Однако на момент презентации завод в Сант’Агата Болоньезе еще строился, и перспективы новорожденной компании оставались туманными.
Зато Ламборгини уже определился с ее логотипом. Ферруччо после посещения в 1962 году ранчо Дона Эдуардо Миура Фернандеса, знаменитого испанского заводчика быков для корриды, избрал изображение разъяренного копытного в качестве эмблемы своих компаний. Более того, целый ряд автомобилей марки получит названия, связанные с корридой. Эта традиция жива и сегодня.
Lamborghini 350 GT
Правда, первая серийная модель Lamborghini носила буквенно-цифровой индекс. Подготовленный к Женевскому автосалону 1964 года 350 GT являлся глубоко переработанной версией прототипа 350 GTV. Дефорсированный до 280 л.с. V12 получил классическую систему смазки, базу модели растянули на десяток сантиметров, что позволило выкроить место для одного заднего пассажира, а миланское ателье Touring не в ущерб выразительности избавило кузов купе от «архитектурных излишеств». Первые два экземпляра 350 GT, включая выставлявшийся в Женеве экземпляр с номером шасси 0102, отправились клиентам в Швейцарию в 1964 году. Чтобы привлечь покупателей, Ферруччо сначала продавал 350 GT в убыток, по цене ниже Ferrari 250. По разным данным, тираж 350 GT составил от 120 до 141 экземпляра.
Lamborghini 350 GT
История с первенцем Automobili Lamborghini неожиданное закольцевалась почти через 30 лет. В 1992 году Ли Якокка, знаменитый американский управленец итальянского происхождения, спаситель Chrysler, тогда владельца Automobili Lamborghini, посетил Ферруччо в его поместье на озере Тразимено. Удалившемуся от прежних дел предпринимателю, который занимался виноделием, был предложен пост директора по производству в компании, носившей его имя. Ламборгини согласился при условии, что оставшийся невыкупленным в 1960-е прототип 350 GTV перейдет в его собственность. Ли Якокка ответил отказом, после чего Ферруччо прервал переговоры, а через несколько месяцев скончался от инфаркта. В последний путь великий предприниматель отправился на платформе, которую буксировал трактор Lamborghini, а у ограды кладбища был выстроен «почетный караул» из спортивных автомобилей марки. На надгробье Ферруччо Ламборгини высечены слова «Хорошей работы — теперь во Владениях Бога». А единственный экземпляр 350 GTV после многих перипетий занял место в коллекции музея Lamborghini в Сант’Агата Болоньезе…
Lamborghini 350 GT
Компания Lamborghini сейчас
После того как в 1973 году Ферруччо Ламбогини неожиданно для многих продал 51% акций Lamborghini Automobili своему другу, швейцарскому бизнесмену Жоржу-Анри Росетти, у компании из Сант’Агата Болоньезе сменилось множество собственников, прежде чем в сентябре 1998 года ее за $110 млн не приобрела Группа Audi, в свою очередь, являющаяся частью концерна Volkswagen. Это обеспечило Lamborghini Automobili долгожданную стабильность и возможность использовать обширный технологический потенциал немецкого гиганта. В 2022 году итальянская компания установила рекорд продаж (9 233 автомобиля). Сегодня стоимость Lamborghini Automobili оценивается более чем в $280 млн.
В актуальной гамме самой мощной, скоростной и дорогой моделью марки является полноприводный гиперкар Revuelto, гибридная силовая установка которого выдает 1001 л.с., время разгона 0-100 км/ч составляет 2,5 с при скоростном потолке свыше 350 км/ч, а цена (в Италии) стартует с отметки €570 000. Также в линейке Lamborghini присутствуют несколько версий заднеприводного суперкара Huracan и полноприводного кроссовера Urus с бензиновыми V10 и V8 соответственно.
Lamborghini Revuelto
Модели Lamborghini
За свою историю Automobili Lamborghini без учета прототипов и концептов выпустила 27 моделей, из которых самой многотиражной (14 022, или примерно четверть от общего числа) остается суперкар Gallardo, производившийся с 2003 по 2013 год. В период, когда компанию возглавлял Ферруччо Ламборгини, наиболее знаковыми стали:
Miura (1966-1973)
Lamborghini Miura
Miura — та модель, которая заставила смотреть на компанию из Сант’Агата Болоньезе как на серьезного конкурента Ferrari. Однако изначально Ферруччо Ламборгини, предпочитавший классические GranTurismo, был настроен скептически в отношении коммерческих перспектив модели с акцентированным спортивным характером. Хозяин Lamborghini Automobili говорил о проекте, разработанном сотрудниками компании в инициативном порядке: «Эта машина сделает нам хорошую рекламу, но едва ли мы продадим более 50 экземпляров». В действительности их оказалось 765. Четвертый Ферруччо Ламборгини подарил Дону Эдуардо Миура Фернандесу, в честь которого была названа модель.
Lamborghini Miura
Miura произвела фурор на Женевском автосалоне 1966 года. И понятно почему. Это был первый в мире среднемоторый суперкар для дорог общего пользования. Ранее такая схема использовалась лишь на гоночных Ford GT40 и Ferrari 250 LM. Более того, для уменьшения габаритов модели силовой агрегат был установлен поперечно за двухместным кокпитом. Конструкция шасси настолько впечатлила Нуччо Бертоне, владельца знаменитого ателье, что тот прямо заявил Ламборгини: «Я тот, кто сможет «пошить обувь», которая тебе придется впору». Ферруччо согласился еще и потому, что Бертоне не сотрудничал тогда с Ferrari и Maserati, а ателье Touring, автор дизайна первых серийных «ламбо», к тому моменту обанкротилось. Марчелло Гандини, шеф-дизайнер Bertone, не подвел.
Lamborghini Miura
Коммерческому успеху Miura не помешали и достаточно серьезные конструктивные недостатки. Так, из-за расположения 95-литрового бензобака под передним «капотом» по мере выработки топлива нагрузка на переднюю ось заметно уменьшалась, что делало машину неустойчивой на высоких скоростях, недостаточная жесткость шасси не лучшим образом сказывалась на управляемости, а из-за поперечной установки силового агрегата с общей системой смазки 3,9-литровый V12 (его мощность в процессе производства увеличат с 350 до 385 л.с.) и пятиступенчатая механическая коробка передач в крутых поворотах испытывали масляное голодание. Наконец, утечки горючего из четырех строенных карбюраторов Weber порой приводили к пожарам.
Lamborghini Miura
Казалось бы, вот она, антиреклама! Но Miura прощали все. Владельцами обворожительной «итальянки» в разные годы стали король Иордании Хусейн, шах Ирана Мохаммед Реза Пехлеви и такие звезды эстрады и кино, как Фрэнк Синатра, Элтон Джон, Род Стюарт, Николас Кейдж, Рассел Кроу. Сама Miura появилась в культовом фильме «Ограбление по-итальянски» (1969), а звук ее V12 звучит в композиции «Panama» (1984) американского гитариста-виртуоза Эдди Ван Халена.
Espada (1968-1978)
Lamborghini Espada
Самая коммерчески успешная (тираж 1224 экземпляра) модель марки, в период когда у руля компании находился Ферруччо Ламборгини. Формула успеха Espada, что означает по-испански «шпага [матадора]», проста и продолжает применяться многими автомобильными компаниями. Для снижения стоимости проектирования использовалась модернизированная техническая база Lamborghini 400 GT 2+2 (в частности, 3,9-литровый V12, мощность которого последовательно доведут с 325 до 375 л.с.), а за счет увеличения межосевого расстояния удалось превратить Espada — впервые в истории Automobili Lamborghini — в модель с полноценным четырехместным салоном.
Lamborghini Espada
Помимо раздельных кресел он поражал необычайно роскошной для автомобиля категории GT отделкой и уровнем комфорта. Так воспринимались в то время кондиционер и электростеклоподъемники «в базе». В списке опций помимо окраски «металлик» значились спицованные колесные диски, ремни безопасности и магнитола. В комплектации VIP к ним добавлялся холодильник и установленный между передними креслами телевизор.
Lamborghini Espada
Lamborghini Espada
Не меньший вау-эффект вызывал дизайн кузова от ателье Bertone. Собственно, с «обертки» и началась история Espada. В 1967 году перед началом Гран-при Монако «Формулы-1» князь Раньери III вместе с супругой, принцессой Грейс Келли, совершил круг почета по трассе за рулем эффектного, достаточно габаритного GT с клиновидным кузовом и почти полностью прозрачными дверями типа «крыло чайки». Это был концепт Lamborghini Marzal, построенный ателье Bertone по заказу Ферруччо к Женевскому автосалону. Восторженная реакция публики побудила трансформировать шоу-кар в серийную модель. Для этого футуристический дизайн несколько приземлили и изменили компоновку с задне- на переднемоторную, классическую ради получения достаточного пространства для сидений второго ряда и багажника.
Countach (1973-1990)
Lamborghini Countach
Самая долгоживущая модель Automobili Lamborghini определила тренд развития марки из Сант’Агата Болоньезе на десятилетия вперед и уж точно заслужила свое имя. В отличие от многих других названий моделей компании оно не связано с корридой. Марчелло Гандини, шеф-дизайнер ателье Bertone, вспоминал, что во время постройки прототипа под кодовым обозначением LP112 один из рабочих, детина двухметрового роста с огромными руками, виртуозно изготавливавший миниатюрные механизмы, часто употреблял слово «Countach», что на пьемонтском диалекте дословно означает «зараза» или «чума», но также высшую степень восхищения. Гандини в шутку предложил назвать так будущую серийную модель, и… это стало реальностью.
Lamborghini Countach
Имея перед глазами успешную историю Miura, Ферруччо Ламборгини сразу дал отмашку проектировать ее преемника в экстремально спортивном ключе. С учетом выявленных недостатков компоновки с поперечным расположением силового агрегата его на LP112 развернули продольно, а для максимальной концентрации масс внутри базы 5-ступенчатую механическую коробку передач установили перед двигателем, сместив внутрь двухместного кокпита. Работая над дизайном LP112, Марчелло Гандини использовал опыт создания концепта Alfa Romeo Carabo (1968). От него Countach унаследовал не только клиновидную форму кузова, многие интерьерные решения, но и двери гильотинного типа, которые теперь считаются визитной карточкой «ламбо».
Lamborghini Countach
В виде прототипа модель дебютировала на Женевском автосалоне 1971 года, а ее буквенно-цифровой индекс LP500 указывал на то, что заднеприводный суперкар оснащен продольно установленным 5,0-литровым двигателем. Сложности с доводкой последнего, а также ужесточение экологического законодательства в США, тогда главном рынке сбыта для марки, заставили вернуться к 3,9-литровому мотору Miura, который выдавал порядка 385 л.с. на дебютировавшем в 1973 году товарном Countach первой серии LP400. Эта же версия оказалась самой динамичной (заявленная максимальная скорость 315 км/ч) и редкой (151 экземпляр из 2049) в семействе, а кроме того обладательницей перископического внутрисалонного зеркала заднего вида, которое выдвигалось из прорези в крыше. Самым же мощным стал Countach 5000 Quattrovalvole (1985-1988). Его 5,2-литровый V12 с четырьмя клапанами на цилиндр выдавал 455 л.с. Ну, а мост в будущее перебросил построенный в 1986 году прототип Evoluzione с полностью карбоновым шасси. История этапной модели получила продолжение в 2021 году, когда к ее 50-летнему юбилею приурочили дебют Countach LPI 800-4 с 803-сильной гибридной силовой установкой, временем разгона 0-100 км/ч за 2,5 с и скоростным потолком в 355 км/ч. Все 112 запланированных к выпуску экземпляров раскупили менее чем за неделю…
Lamborghini Countach LPI 800-4
Фильм о Ферруччо Ламборгини
Осенью 2022 года состоялась премьера фильма «Ламборгини: человек-легенда», снятого канадо-американской компанией Lionsgate по книге Тонино Ламборгини, сына предпринимателя, «Ферруччо Ламборгини. Официальная история». В процессе подготовки к съемкам поменялись режиссер и исполнители главных ролей Ферруччо Ламборгини и Энцо Феррари. Лента получила средние рейтинги, а Мира Сорвино, сыгравшая Анниту, вторую жену Ферруччо, была номинирована на премию «Золотая малина» в категории «Худшая актриса второго плана».