Евросоюз запретил водителям из России въезд на личных автомобилях
Водителям запретили въезд в ЕС на машинах с российскими номерами
Граждане России не смогут приезжать в страны Евросоюза на машинах с российскими госномерами, даже если поездка совершается частным лицом в личных целях. Что это значит
Инспектор ГИБДД нашел в машине дрон. Что за это грозит водителю Новости 25 ноября 2022 Германия отреагировала на запуск завода «Москвич» Закон и ПДД 21 октября 2022 Что значит режим повышенной готовности для водителей: кого точно проверят Штрафы 19 декабря 2022 Новые штрафы в 2023 году: какие изменения ждут водителей. Таблица
Автомобилисты на зарегистрированных в России автомобилях не смогут въезжать в страны Евросоюза даже в случае частной поездки для личных целей. Такое утверждение следует из разъяснений Еврокомиссии, с которыми ознакомился корреспондент Autonews.ru. Документ опубликован на официальном сайте ЕС 8 сентября 2023 года.
Поездка на личном автомобиле в Европу — теперь риск
Как следует из ответа на уточняющие вопросы от Еврокомиссии, водителям нельзя пересекать границу с любым государством ЕС на автомобилях, которые имеют регистрацию в России. Так, на вопрос № 13 о том, «могут ли граждане России временно ввозить в Союз личные вещи и транспортные средства, перечисленные в Приложении XXI и подпадающие под запрет ст. 3i Регламента Совета 833/2014, например, для туристических поездок» в документе дается отрицательный ответ.
Согласно документу, статья 3i Регламента Совета 833/2014 запрещает покупку, импорт или передачу, прямо или косвенно, товаров, перечисленных в Приложении XXI к Регламенту, если они происходят из России или экспортируются из России. К ним относятся транспортные средства (автомобили), подпадающие под CN-код 8703.
Кроме уже истекшего переходного периода, никаких других исключений не предусмотрено, и ввоз таких товаров из России запрещен.
Согласно документу, не имеет значения, является ли использование транспортных средств частным или коммерческим, если транспортные средства подпадают под CN-код, указанный в Приложении XXI (например, CN-код 8703), и происходят из России или вывозятся из нее.
Как отметил в беседе с Autonews.ru заместитель председателя Комитета РСПП по интеллектуальной собственности и креативным индустриям Анатолий Семенов, который изучил документ, эти ограничения относятся к транспортным средствам, имеющим российские номерные знаки и зарегистрированным в России.
По его словам, документ можно считать «слишком формальным толкование санкционных режимов». При этом он уверен, что для водителей он повлечет серьезные проблемы. Он отметил, что поводом для дополнительных разъяснений от ЕС стала история, с которой столкнулся российский автомобилист Иван Коваль в Германии, о чем ранее писал РБК.
Как рассказывал Коваль, его машину Audi Q3 забрали 1 июня возле дома в Гамбурге. Сотрудник таможенной службы проверил его документы и не нашел в них нарушений, но автомобиль все равно арестовали, поскольку «с октября 2022 года въезд автомобилей с номерами РФ в ЕС запрещен». Россиянин уточнил, что, как ему сказали, запрет касается всех — «военных, не военных, без разницы». Он подал жалобу в таможню, ведомство передало обжалование в прокуратуру Гамбурга. После чего он получил ответ от ведомства, что такое решение незаконно и машину он может получить обратно.
Автомобиль могут отобрать в любой стране Европы
Теперь, как уточнил Семенов, в ЕС на более высоком уровне признали такое решение об изъятии автомобилей с российскими госномерами, законным. Он указал, что, согласно документу, продолжительность возможного пребывания в Союзе и соответственно таможенные процедуры, под которые автомобили будут помещены (например, выпуск для свободного обращения или временный ввоз), также не имеют значения.
«Согласно действующему санкционному режиму, россиянам запрещается ввозить, точнее импортировать товары в Евросоюз. Проблема заключается в том, что импорт трактуют слишком широко с точки зрения законодательства. Ведь импорт, это таможенная очистка с целью выпуска в свободное обращение. Проще говоря, вы купили что-то заграницей и привезли это в Россию, чтобы продать, то есть сделать свободным для оборота. Если у вас есть какие-то ограничения этого товара тогда товар подпадает под другой таможенный режим, например, временный ввоз или транзит. Главное, что это не импорт. Но в ЕС занимают радикальную позицию, хотя прекрасно понимают, что те же туристы не имеют возможности растаможить автомобиль», — отметил Семенов.
Он подтвердил, что сейчас даже в случае туристической поездки на личном автомобиле въехать в Евросоюз без риска остаться без машины просто нельзя: машина подпадет под арест.
«В ЕС применяют такую санкцию, как арест автомобилей с российскими номерами. Это такая оригинальная трактовка европейских санкций. Берлин считает, что даже автомобиль находится в стране в режиме временного и не предназначен для продажи, он все равно нарушает санкционные правила. И ответ ЕС приведет к тому, что эту практику будут применять на более высоком уровне. Это фундаментальное нарушение прав собственности и слишком формальное толкование санкционных режимов», — сказал юрист.
В Европу на машине лучше не ездить
Учитывая сложившиеся обстоятельства, Семенов посоветовал россиянам не въезжать на личных автомобилях в Европу, «пока ситуация не устаканится». А займет этот процесс, по его мнению, продолжительное время.
«Кто-то это решение должен оспорить, признать его незаконным, а суд может идти полгода и год, и все это время страны Европы будут формально применять это разъяснение, чтобы создать замораживающий эффект в случае с автомобилями, — считает эксперт. — Поэтому обычным водителям лучше предпринять меры безопасности. Любая машина, которая находится в ЕС с российскими госномерами, может стать объектом ареста. Через какое-то время это будет признано незаконным, но этого решения придется дождаться».
В случае с автомобилями, которые уже находятся на территории ЕС, юрист также посоветовал быть максимально осторожными и не выезжать на них на улицы.
«В ЕС любая попытка что-то сделать с автомобилем на российских номерах приведет к необходимости обращения в официальные органы и, как следствие, наступит последующий арест. Попытка продать или зарегистрировать в ЕС приведет сначала к расследованию, потом — к его аресту. Я бы поставил машину в гараж и снял номера. Да, потом получится машину отсудить, но продолжительное время машина простоит под арестом, превратится в недвижимость», — предупредил юрист.
Также юрист отметил, что вывозить автомобили через страны, которые не присоединились к санкциям в отношении России, уже поздно.
«Теоретически можно попробовать выехать из Европы через страны, которые не присоединись к санкциям, например, Сербию, но риск слишком велик. Я бы это уже не советовал», — отметил юрист.
Напомним, что ранее, после инцидента в Германии, российское посольство рекомендовало не въезжать в Германию на автомобилях с российскими номерами. Как заявили в дипмиссии, немецкие власти не принимают во внимание аргументы, что «речь идет не о товарах, предназначенных для продажи, а о частной собственности, используемой в личных целях».