Все, что случилось в мире за последние сутки, также события в экономике и обществе, спорте и шоу бизнесе, новинки автопрома и многое другое на страницах нашего блога!

Эксперты назвали последствия изменения топливного демпфера

Эксперты назвали последствия изменения топливного демпфера

МОСКВА, 1 сен — РИА Новости. Сокращение с сентября бюджетных выплат нефтяным компаниям в рамках топливного демпфера повлечет дальнейший рост оптовых цен на топливо в России и убыточность торговли на независимых АЗС, считают опрошенные РИА Новости эксперты.

Президент России Владимир Путин в июле подписал закон о донастройке топливного демпфера. Документ корректирует демпфирующий механизм таким образом, что на 50% сокращает выплаты по демпферу с 1 сентября этого года до 31 декабря 2026 года как по бензину, так и по дизельному топливу, пояснял замминистра финансов РФ Алексей Сазанов.

«Корректировка демпфера может привести к росту оптовых цен на топливо», — сказал агентству руководитель проектов исследовательской группы «Петромаркет» Николай Баранов.

С ним согласен и эксперт по фондовому рынку «БКС Мир инвестиций» Евгений Миронюк. «При снижении демпфера продажи бензина и дизеля для многих сетей АЗС становятся убыточными. В сентябре из-за закрытия многих НПЗ на профилактические ремонты и постепенного ухода с рынка низкомаржинальных АЗС (снижением конкуренции на розничном рынке) цены могут продолжить рост», — сказал он.

Баранов добавил, что по состоянию на 21 августа чистая маржа торговли бензином и дизтопливом на АЗС находится в отрицательной зоне, составляя минус 3,39 и минус 2,25 рубля за литр соответственно. «Маржа торговли бензином находится в отрицательной зоне с середины июня, дизельного топлива — с середины августа, и пока не видно предпосылок для ее выхода в положительную зону», — констатирует эксперт, добавив, что на фоне убыточности заправок НПЗ, наоборот, генерируют рекордный уровень маржи.

Президент Независимого топливного союза (НТС) Павел Баженов также считает, что на данный момент на топливном рынке в России есть проблема высоких оптовых цен, которые отрицательно влияют на прибыльность АЗС. «Проблема здесь в том, что оптовые цены в сезон высокого спроса или подбираются вплотную, или вовсе догоняют и превышают розничные. В результате рассчитывать на стабильную маржинальность не приходится, а это приводит к сокращению инвестиций в развитие инфраструктуры нефтепродуктообеспечения», — сказал он.

Читать также:
Евросоюзу приходится покупать у России уран за рекордную с 2013 года сумму

Как решить проблему на топливном рынке

«Решить проблему с убыточностью АЗС мог бы рост выплат по демпферу (это привело бы к снижению оптовых цен) или рост розничных цен на нефтепродукты», — полагает Баранов.

Эксперт Института развития технологий ТЭК Кирилл Родионов считает, что реальным инструментом снижения цен может стать резкое повышение норматива биржевых продаж: с недавно утвержденных 13% для бензина и 9,5% для дизельного топлива до 50% и 33% соответственно.

«Рост предложения на бирже приведет к снижению оптовых цен, что сделает топливо для независимых АЗС, из-за чего крупные сети не смогут повышать розничные цены без угрозы потери рынка. Компромиссом может стать двукратное сокращение акцизов, которые напрямую влияют на издержки НПЗ», — добавил Родионов.

Независимый топливный союз полагает, что также необходимо изменение графика ремонтов НПЗ. Более того, данные о плановых ремонтах НПЗ должны быть публичными.

А вот к госрегулированию цен как мере сдерживания оптовых цен на топливо НТС относится резко негативно. «Более того, на наш взгляд, текущее регулирование приводит к хроническому недофинансированию инфраструктуры нефтепродуктообеспечения», — говорит Баженов.