Доля свободных площадей в ТЦ Москвы вернулась к докризисной
Доля свободных площадей в торговых центрах Москвы приближается к докризисному уровню 2014 года. Дефицит может спровоцировать рост ставок аренды и закрытие магазинов, которые не смогут платить на 5–9% больше.
Пустующие площади в столичных торговых центрах резко уменьшились. Как подсчитали аналитики Colliers International, в начале нынешнего месяца незанятыми оставались 6,9% площадей. В январе этот показатель составлял 8,3%. Как ожидается, до конца нынешнего года доля свободных площадей сократится до 6% — показателя 2014 года. В JLL называют еще меньший процент вакантных площадей – 5% против 6,2% в конце прошлого года. Оценка S.A. Ricci несколько выше – 7,6%, тем не менее, это наименьший показатель с 2015 года. До кризиса же свободных площадей насчитывалось порядка 7%.
Стремительное высвобождение площадей произошло после обвала российской валюты в конце 2014 года, когда часть ритейлеров съехали, а новые торговые центры не могли найти арендаторов, и на момент открытия там пустовало от трети до половины площадей. В Cushman & Wakefield отмечают, на пике кризиса свободными были 11–12% площадей. В нынешнем году новые торговые центры открывались весьма пассивно – всего 137 тыс. кв м, что является минимумом с 2012 года.
Директор департамента торговой недвижимости ILM Егор Левченко в беседе с РБК отметил, уменьшение доли вакантных площадей может привести к удорожанию аренды на 5%. Однако в спальных районах аренда, напротив, подешевеет на 2-3%, поскольку там пустующих площадей больше из-за закрытия магазинов, не выдержавших конкуренции с интернет-витринами.
В группе компаний «Ташир» говорят, доля свободных площадей в ее ТРЦ составляет до 6%, хотя в 2017 году пустовало 14% площадей. Стоимость аренды в нынешнем году повысилась на 7-8%, в будущем году ожидается сопоставимое подорожание. В CBRE полагают, в среднем по рынку стоимость аренды в нынешнем году вырастет еще на 1-4%. Партнер Colliers International Анна Никандрова уточняет, формально многие владельцы ТРЦ могут воздержаться от повышения тарифов, но аннулируют скидки, предоставленные постоянным арендатором на кризисное время. Президент BAON Илья Ярошенко подтверждает, лояльность арендодателей уходит вместе с кризисом, дисконты они предоставляют неохотно, поэтому части магазинов неизбежно предстоит закрыться.