Все, что случилось в мире за последние сутки, также события в экономике и обществе, спорте и шоу бизнесе, новинки автопрома и многое другое на страницах нашего блога!

Дисграфия у детей – что это?

Дисграфией называют расстройство письма, основным симптомом является наличие специфичных ошибок, которые не исчезают по мере освоения ребенком школьной программы по русскому языку. Причины расстройства могут иметь физическую, социально-психологическую и наследственную природу.

Чем дисграфия отличается от неграмотности

Ученики начальной школы по-разному относятся к учебе – одни проявляют ответственность и прилежание, другие – играют в героев комиксов и мультфильмов, копируют манеры взрослых. Поэтому в первом классе бывает очень сложно понять истинную причину неграмотности. Дисграфия ярко проявляет себя на втором или даже на третьем году обучения – при постепенном усложнении материала количество нетипичных ошибок растет.

Чем опасна дисграфия?

Нарушения письма мешают ребенку в полном объеме осваивать учебный материал почти по всем предметам. Он получает неудовлетворительные оценки, нуждается в дополнительных занятиях, теряет авторитет у учителей и одноклассников. В результате у школьника формируется низкая самооценка. Более того, при сложной форме речевого нарушения, например, при синдроме дефицита внимания и гиперактивности, ребенку может потребоваться помощь врача-психиатра.

Можно ли скорректировать дисграфию?

По мнению экспертов, нарушение можно устранить, если своевременно обратиться за помощью к хорошему логопеду-дефектологу. Целенаправленная коррекционная работа в большинстве случаев дает высокий результат – в будущем ребенок может испытывать незначительные трудности при письме.

Каковы симптомы нарушения?

  • У ребенка неразборчивый, неровный почерк. Ученик не понимает, как правильно прописывать буквы, не замечает, что направляет знак в другую сторону или заменяет похожим, добавляет или не дописывает какой-то элемент. Часто путает написание букв «а» и «о», «и» и «ш», «б», «д» и «у», «м» и «л» и т.д. Вместо «дятел» он может написать «бятел», вместо «локоть» – «мокоть».
  • Путает буквы, обозначающие похожие звуки, например, гласные «о» и «у», «ё» и «ю», звонкие и глухие согласные – «з» и «с», «ж» и «ш», «ц» и «ч», «р» и «л». Вместо «книжка» пишет «книшка» и т.п.
  • Не дописывает слова, пропускает звуки и слоги, переставляет их местами, добавляет лишние. Это – не типичные ошибки, как при написании слов «здравствуйте», «солнце» или «честно», когда нужно применить орфографическое правило. Ребенок пропускает ясно различимые на слух звуки под ударением: «корова» — «крва», меняет местами буквы: «ворона» – «ровона», «брат» – «барт» и т.д.
  • Не согласовывает слова по числам, падежам, склонениям: может написать, например, «большой собака», «строгий учительница», «наступил осень».
  • Не разделяет слова в предложениях и предложения в тексте, игнорирует знаки препинания.
  • На уроках школьник медлителен, невнимателен, плохо запоминает требования учителя и учебный материал, слабо концентрируется на выполнении заданий, быстро устает.
Читать также:
Жительницу Великобритании шокировала беженка с Украины

Рекомендации родителям

  • Коррекция дисграфии должна проводиться профессионалом, при выявлении повторяющихся проблем, описанных выше, постарайтесь проконсультироваться с логопедом-дефектологом как можно скорее.
  • Для детей может оказаться опасным общение с членами семьи и знакомыми, речь которых далека от корректной. Малыш должен понять главное – чтобы познавать мир, общаться и учиться, говорить нужно правильно.
  • Не ставьте целью научить ребенка письму в 4-5 лет, не перегружайте дошкольника развивающими занятиями в различных кружках и студиях. Большинство детей не готовы к таким нагрузкам. Настойчивость может вызвать неосознанный страх и негативное отношение к учебе в школе.
  • Не допускайте дефицита общения и развивайте речевые, двигательные навыки: вместо компьютерных развлечений и просмотра мультфильмов читайте книги, наблюдайте и делитесь впечатлениями, играйте в подвижные игры, рисуйте.
  • Будьте терпеливы, не ругайте и не наказывайте ребенка, но принимайте меры.

Центр запуска и развития речи в Санкт-Петербурге

С первых уроков русского языка обращайте внимание на характер ошибок. При первых симптомах поставьте в известность учителя и обратитесь к логопеду-дефектологу. Ребенок с дисграфией сможет обучаться в обычной школе по стандартной программе, если масштабы расстройства незначительны, и если он будет заниматься по программе коррекции.

Опытные специалисты Центра запуска и развития речи проведут диагностику, определят причины дисграфии, разработают индивидуальный план педагогической и логопедической помощи. Записаться на консультацию, получить подробную информацию можно на сайте zapyskrechi.ru и по телефону: + 7 (921) 407-72-78.