Дешевле 2 млн не найти. Как машины из Китая заняли треть рынка в России
Китайские производители не продают в России машины дешевле 2 млн руб., но стали лидерами на рынке за год. Есть ли альтернативы автомобилям из Поднебесной, какие к ним претензии и почему нет вариантов за 1–1,5 млн руб.
Как поменялся автопром в России с 24 февраля. 6 главных событий Штрафы 6 марта В ГИБДД отреагировали на хитрость водителей с ремнями безопасности Новости компаний 16 марта Как купить хороший автомобиль с небольшим пробегом, не вставая с дивана Статьи 15 февраля «Цены к лету только вырастут». Сколько стоят модели Lada у дилеров
Китайским автокомпаниям невыгодно продавать в России автомобили дешевле 2 млн руб., а у водителей на фоне отсутствия официальных продаж от европейских, корейских, японских и американских брендов не остается выбора. За счет доминирующей позиции в совокупности китайские бренды заняли 36% авторынка в России в 2023 году: это в 3,5 раза выше, чем год назад. Такие цифры назвали аналитики на большой тематической конференции организованной Международной автомобильной консалтинговой компании «АвтоБосс». Почему водителям не стоит ждать более выгодных предложений от китайцев, которые оккупировали сегмент SUV, и какие могут появиться альтернативы, выясняла корреспондент Autonews.ru, наблюдавшая за дискуссиями дилеров и экспертов.
Агрессивные продажи и отсутствие альтернатив
«Вложили 26 млн руб. в обновление версии автосалона в июле 2022 года, а уже в августе пришло письмо от бренда, что нужно переделывать центр под третью версию, это еще примерно столько же. И как мы должны зарабатывать, — жалуется владелица одного из крупных дилерских центров в Сибири, которая 25 лет продает автомобили АвтоВАЗа и 12 — ряда китайских брендов. — Чтобы получить бонусы, дилеры «желтят» машины — подают отчеты, что они проданы, а машины при этом на стоках! Соседние дилеры продают модели на 250 тыс. руб. дешевле!» Все эти проблемы отзываются среди дилеров китайских автобрендов, количество соглашений с которыми в 2023 году достигло 700. Как посчитали в «Автостате», в конце 2022 года в России действовали 3164 дилерских контракта (по одному контракту могут работать несколько центров), из них 33% пришлось на китайцев. В среднем количество представителей брендов из Поднебесной за последнее время выросло на 30%.
Однако проблемы продавцов и производителей рядовых водителей не так волнуют — для них важны цены и предложения. И здесь хороших новостей для тех, кто не может позволить себе автомобиль по цене от 2 млн руб. и выше, нет — как проанализировали в том же «Автостате», производителям китайских автомобилей продавать в России машины дешевле 2 млн руб. сейчас смысла нет. С одной стороны — это издержки на доставку. Так, собственное производство в России есть только у Haval в Туле, а с 2023 года на «Автоторе» собирают машины нового бренда Kaiyi. С другой стороны — отсутствие конкурентов играет продавцам на руку. Ввозимые по каналам альтернативного импорта автомобили пока немногочисленны: перевозчики не имеют возможности демпинговать и хоть как-то влиять на рынок.
Chery Tiggo7 Pro Max
«Более доступных вариантов из Китая просто нет. Можно найти автомобили чуть дешевле, только с определенными тонкостями, например по госпрограммам. Пока есть только две модели, которые теоретически могут подпадать под субсидии, которые предлагают для машин не дороже 2 млн руб., — это Chery Tiggo 4 и Haval Julion. Все остальное значительно дороже», — сообщил глава аналитического агентства «Автостат» Сергей Целиков.
36% авторынка в России заняли китайские бренды
Согласно данным агентства, средневзвешенная цена на OMODA C5 составляет 2,567 млн руб., Geely Coolray — 2,582 млн руб., Chery Tiggo 7 PRO — 2,715 млн руб., Haval F7 — 2,796 млн руб., Haval F7 X — 2,805 млн руб. Еще дороже обойдутся Geely Atlas Pro — 3,065 млн руб., Chery Tiggo 8 PRO MAX — 4,041 млн руб. и EXEED TXL — 4,415 млн руб.
И хотя именно высокая цена считается, по словам дилеров, первой причиной отказа для покупки китайских автомобилей у 50% посетителей автосалонов, общая доля продаж китайцев все равно растет. Так, китайские автокомпании сейчас занимают 36% рынка новых автомобилей. При этом, по данным аналитиков, в начале 2022 года доля китайских автобрендов в России составляла не более 10%, в конце 2021 года — 9%, а в конце 2020 года — всего 4%.
Как подсчитали в «Автостате» с помощью данных системы электронных паспортов, в январе—феврале 2023 года больше всего регистраций новых автомобилей в ГИБДД пришлось на марку Chery — 12 315 машин (+114,7% по сравнению с аналогичным периодом 2022 года). Далее следует бренд Haval — 9155 автомобилей (+51,2%), Geely — 6722 машины (+87,1%), Exceed — 3900 автомобилей (-), Оmoda 3009 машин (-). Следом в рейтинге — Changan, JAC, Great Wall FAW и Voyah. При этом, как отмечают в «Автостате», подавляющее большинство китайских брендов представлены в наиболее маржинальном сегменте SUV.
Также эксперты агентства назвали топ-10 наиболее популярных моделей китайских автомобилей за первые два месяца 2023 года. Ими стали Chery Tiggo 7PRO, Haval Julion Geely Coolray, OMODA C5, Geely Atlas Pro, Chery Tiggo 8 PRO MAX, Haval F7X, Haval F7, EXEED TXL, Chery Tiggo 4.
Всего в России в 2023 году представлено 486 моделей автомобилей, из них, как оценили в «Автостате», 87 пришлось на китайские бренды — это 18%. Эксперты прогнозируют, что их доля в 2023 году вырастет до 25–30% и в дальнейшем продолжит расти.
Chery Tiggo 4
С этим мнением согласился и исполнительный директор Ассоциации китайских автопроизводителей Юрий Волков. По его оценкам, объем отложенного спроса в России на данный момент составляет 1,5 млн автомобилей. «Поэтому можно сделать вывод, что продажи китайских автомобилей в дальнейшем кратно возрастут — потому как других автомобилей практически нет», — сказал Волков. Также он отметил, что состоявшийся визит в Россию председателя КНР Си Цзиньпина показал, что партнерство с Китаем будет усиливаться во всех сферах.
Кроме политических факторов в список позитивных для китайских брендов обстоятельств аналитики из «Автостата» включили сократившееся количество предложений на рынке от марок из других стран, возможности для расширения модельных рядов, готовность оставшихся без ушедших из России дилеров работать с новыми партнерами и снижение уровня предубеждения к китайским машинам у россиян.
Тем не менее, как признал руководитель департамента мониторинга и аналитики репутационного агентства SidorinLab Евгений Кузнецов, у многих потребителей предубеждения в части китайских автобрендов все еще работают. По его словам, представления о ряде проблем укоренились в общественном сознании с того момента, когда китайские бренды только пришли на российский рынок в начале 2000-х годов. Тогда китайские автомобили ощутимо уступали по качеству своим прямым конкурентам. К таким выводам аналитики пришли, проведя анализ мнений потребителей, которые собирали с 1 сентября 2022 по 31 января 2023 года.
Сегмент до 2 млн руб. пока пустует
Если автомобилисты пока не готовы пересаживаться на китайские автомобили, вариантов у них остается несколько: машины из параллельного импорта, автомобили с пробегов или же весьма ограниченное предложение от отечественных производителей. При этом, как предупредил Целиков, в России сегмент автомобилей стоимостью от 1 млн руб. до 1,5 млн руб. пока остается «пустым».
«Если сейчас какой-либо бренд выведет модель по цене 1,6–1,7 млн руб., они станут хитами продаж. Если же цена составит 1,2–1,3 млн — они будут продаваться особенно быстро. Так как пока в России по цене до 1 млн руб. на первичном рынке можно купить только Lada Grantа. Скоро должна появиться Lada Vesta, которая будет продаваться очень сильными темпами, потому что на рынке в сегменте от 1 млн до 1,2–1,5 млн руб. совершено свободно», — заключил Целиков.
Согласно мониторингу Autonews.ru, в настоящее время из официально представленных моделей в России наиболее доступными считаются Lada Granta, Lada Niva Legend, УАЗ «Хантер» 1 390 000, УАЗ «Патриот», «Москвич 3», Geely Coolray, Haval Jolion и Chery Tiggo 4. Можно найти версии Volkswagen Polo и Kia Picanto, которые стоят около 2 млн руб.