Все, что случилось в мире за последние сутки, также события в экономике и обществе, спорте и шоу бизнесе, новинки автопрома и многое другое на страницах нашего блога!

День славления князя Святослава отмечают ежегодно 3 июля

Ежегодно 3 июля отмечается день славления князя Святослава Игоревича (около 942—972). У славян в этот день было принято проводить ритуальные поединки, воинские посвящения и славить Перуна.  Русский историк Н.М. Карамзин назвал его «Александром (Македонским) нашей древней истории».

История князя Святослава

Содержание:

День славления князя Святослава отмечают ежегодно 3 июля

Одним из незаслуженно забытых древних русских праздников является День славления князя Святослава. В этот день у славян было принято проводить ритуальные поединки, воинские посвящения и славить языческого бога грома и войны Перуна. Праздник, как принято считать, связан с одной из самых выдающихся побед князя Святослава: 3 июля 964 года русская рать под его началом одержала сокрушительную победу над войском хазарского кагана. Столица Хазарии Итиль (располагалась, как считается, в районе современной Астрахани) была взята войском Святослава и разрушена. Затем та же участь постигла ключевые крепости Хазарии, составлявшие основу ее  власти.

Более того, сейчас и из русской памяти его пытаются вычеркнуть, вытеснить. Выходят книжки по русской истории, где нашему герою уделяются две-три странички, если ещё не строчки. А то нет и того, как в неведомо зачем переизданной дореволюционной детской книжке «Моя первая русская история», где за Ольгой сразу идёт Владимир. Словно и не было Святослава Храброго, которого даже враги почтительно называли «царствующим на север от Дуная» и сравнивали с древним героем Ахиллом».

Первый раз имя Святослава, как считается, упоминается в летописи под 945 г. Еще ребенком он принял участие в своем первом сражении. Было это в тот раз, когда его мать, княгиня Ольга, вместе с дружиной отправилась на войну с древлянами, чтобы отомстить за убитого мужа, князя Игоря. Впереди киевской дружины на коне ехал Святослав. И когда сошлись оба войска – киевское и древлянское, то Святослав бросил копье в сторону древлян. Святослав был совсем маленьким, поэтому копье улетело недалеко. Но киевские воеводы сказали: «Князь уже начал, последуем, дружина, за князем».

Времена правления матери князя Святослава, княгини Ольги

День славления князя Святослава отмечают ежегодно 3 июля

Пока Святослав подрастал, княжеством правила Ольга. В середине 60-х годов X века, как считается, начинается самостоятельное правление князя Святослава. Византийский историк Лев Диакон оставил его описание: среднего роста, с широкой грудью, глаза голубые, густые брови, безбородый, но с длинными усами, на бритой голове только одна прядь волос, что свидетельствовало о его знатном происхождении. В одном ухе он носил серьгу с двумя жемчужинами.

Святослав оставался язычником, несмотря на то, что много раз княгиня Ольга пыталась приобщить сына к христианской вере, говоря: «Я познала Бога, сын мой, и радуюсь, если и ты познаешь – будешь радоваться». Святослав же отговаривался: «Как мне одному принять новую веру, если дружина моя станет надо мною смеяться?». «Да будет воля Божия. Если захочет помиловать Бог род мой и народ русский, то вложит им в сердце то же желание обратиться к Богу, что даровал и мне», — отвечала мать. И так говоря, молилась она за сына и за всех русских людей каждую ночь и каждый день.

По-разному мать и сын понимали и свои обязанности правителей государства. Если княгиня Ольга была озабочена сбережением своего княжества, то князь Святослав искал славу в дальних воинских походах, стремясь наносить уничтожающие удары врагам Руси.

Летопись повествует о Святославе как об истинном воине. Ночевал он не в шатре, а на конской попоне, с седлом в головах. В походах не возил он с собой ни возов, ни котлов, не варил мяса, но, тонко нарезав конину или говядину, или же мясо диких зверей, жарил на углях и так ел. Столь же выносливыми и неприхотливыми были и его воины. Зато дружина Святослава, не обремененная обозами, передвигалась очень быстро и появлялась перед противником неожиданно, наводя на них страх. А сам Святослав не боялся своих противников. Когда выходил он в поход, то всегда по-рыцарски посылал в чужие земли весть-предупреждение: «Иду на вы!».

Читать также:
Пожар на «Адмирале Кузнецове» потушили

Важные для истории походы князя Святослава

День славления князя Святослава отмечают ежегодно 3 июля

Свой первый большой поход князь совершил против Хазарии, чья элита исповедовала иудаизм. Как считается, в 964 году дружина Святослава покинула Киев и, поднявшись по реке Десна, вступила в земли вятичей — одного из больших восточнославянских племен, бывшего в ту пору данником хазар.

Киевский князь повелел вятичам платить дань не хазарам, а Киеву, и двинул свою рать дальше — против волжских болгар, буртасов, хазар, а затем — северокавказских племен ясов и касогов. Около четырех лет продолжался этот беспримерный поход. Выигрывая все битвы, князь сокрушил, захватил и разрушил вышеупомянутую столицу Хазарского каганата, город Итиль, взял хорошо укрепленные крепости Саркел на Дону, Семендер на Северном Кавказе, на берегах Керченского пролива основал форпост русского влияния в этом крае — город Тмутаракань, центр будущего Тмутараканского княжества.

Разгром угнетавшего Русь паразитического рабовладельческого Хазарского каганата является величайшим подвигом Святослава и его войска! Большинство славянских и других народов освободилось от различных даней, которые они платили Хазарскому каганату, в т. ч. и дани людьми. Положен был конец главному гнезду работорговли в регионе и набегов на Русские земли с целью захвата рабов, что ставило под вопрос выживание русского народа. Конец Хазарии означал объединение в едином государстве, Киевской Руси, большей части восточнославянских племен.

Во время похода были сокрушены и зависимые от каганата земли булгар, буртасов, ясов и касогов (предков поволжских татар, чувашей, адыгов и осетинов). Конец Хазарии открывал Руси доступ к Каспийскому морю, в Хорезм и Закавказье. Торговые связи Руси с Востоком укрепились благодаря устранению посредников Хазарии. Победа князя Святослава означала, что верховенство над кочевыми народами Причерноморья и Прикаспия от хазарского кагана перешло к киевскому князю. Хазарское же царство исчезло как дым сразу же после ликвидации основного условия его существования: военного превосходства над соседями и тех экономических выгод, которые доставляло обладание важнейшими торговыми путями между Азией и Европой…

Особенности Дня славления князя Святослава 3 июля

День славления князя Святослава отмечают ежегодно 3 июля

Святослав вошел в историю Древней Руси, как яркий пример воинской доблести. Его речь перед последним решающим боем с византийцами под Доростолом — свидетельство высокого понимания значения воинской чести в древнерусском обществе: «Не посрамим Земли Русской, ляжем тут костьми. Мертвые сраму не имут. Если побежим, осрамим себя. Станем же крепко. Если моя голова ляжет, промышляйте о себе». Дружинники ему отвечали: «Где твоя голова ляжет, там и мы свои головы сложим».

В отличие от своих предшественников, сохранявших скандинавские традиции, Святослав был первым славянским русским князем.

Карамзин называл князя Святослава «Александром (Македонским) нашей древней истории». По словам академика Б.А. Рыбакова, «походы Святослава 965-968 годов представляют собой как бы единый сабельный удар, прочертивший на карте Европы широкий полукруг от Среднего Поволжья до Каспия и далее по Северному Кавказу и Причерноморью до балканских земель Византии».

Современный исследователь, автор большой биографии князя Святослава Лев Прозоров пишет: «Маленькая страна Македония подарила мировой истории Александра Великого. Весь мир знает римлянина Юлия Цезаря. Однако мало кто за пределами России знает воина, сравнимого с Александром и Цезарем, а как правителя и человека безмерно превосходящего их — великого князя Киевского Святослава Игоревича, прозванного Храбрым.