Все, что случилось в мире за последние сутки, также события в экономике и обществе, спорте и шоу бизнесе, новинки автопрома и многое другое на страницах нашего блога!

Cтупица: для чего она нужна, где находится и как работает

Все о ступице в подвеске: что за деталь и для чего предназначена

Диагностика и ремонт ступичного узла часто возможен без заезда в автосервис. Разбираемся в нюансах его устройства и типичных неисправностях


            Cтупица: для чего она нужна, где находится и как работает

  • Что такое ступица
  • Устройство
  • Признаки неисправности
  • Как поменять ступицу
  • Что такое ступица

    Ступица — это деталь, которая крепит колеса к подвеске и позволяет им вращаться. Считается, что допустимы оба варианта произношения: с ударением на первый слог и на второй. В общем случае под термином «ступица» обычно подразумевается ступичный узел в сборе — то есть, непосредственно ступица, а также ее корпус, подшипники и прочие детали, входящие в состав узла.

    Кулак подвески, корпус ступицы и сама ступица. Две последние детали (и более мелкие, которых на схеме нет, включая подшипники) составляют ступичный узел. В данном случае корпус ступицы закрепляется на кулаке болтами

    Для чего нужна ступица

    Ступичный узел необходим для крепления колеса к подвеске, а также для возможности его свободного вращения на подшипниках. Сама же ступица, как отдельная деталь, фактически исполняет роль колесной оси.

    Где находится ступица

    Ступица либо притягивается болтами к кулаку (кулак — одна из деталей подвески), либо насаживается на цапфу того же кулака или рычага — при этом, чаще всего, также имеет болтовое крепление (хотя и не всегда).

    На самом деле цапфой называется сам шип (т.е., выступ, штырь), на который надевается ступичный узел. Такой шип есть далеко не на всех схемах подвесок, и, тем не менее, даже детали, где его нет (кулак), часто называют цапфами. Подобная вольность терминологии давно прижилась в Интернете, но формально это не правильно.

    Пример правильного употребления термина «цапфа»: хорошо виден шип (втулка), на который насаживается ступица — это и есть цапфа. Также на данной иллюстрации узел фиксируется только ступичным болтом. А вот на схеме выше ступица крепится не к цапфе, а к кулаку, и имеет дополнительные болты

    Устройство ступицы

    В корпус установлены подшипники (один или два), на которых вращается сама ступица. Ступица также имеет либо шпильки, либо отверстия под болты для крепления колеса. Помимо перечисленного в состав узла входят шайбы, прокладки, уплотнительные кольца, гайки и прочие детали, осуществляющие фиксацию деталей и герметизацию.

    Как было сказано выше, с внешней стороны к ступице крепится колесо, тогда как внутренней частью узел притягивается болтами к элементам подвески: в частности, поворотному кулаку или рычагу с цапфой. Также бывают варианты, при которых узел не закрепляется отдельно к элементам подвески, а просто насаживается на цапфу и притягивается только ступичной гайкой (рисунок выше).

    Схема ступицы

    В качестве примера далее приведена подетальная схема ступичного узла с креплением на цапфу. Как можно видеть, несмотря на довольно простое описание функционала, на деле ступица состоит из множества деталей. На иллюстрации показан вариант с двумя ступичными подшипниками.

    Читать также:
    Volkswagen представил обновленный Golf. Что нужно знать о новинке

    Признаки неисправности ступицы

    Как и любая часть автомобиля, ступичный узел имеет ряд характерных неисправностей, признаки и причины которых будут типичны для абсолютно разных машин.

    • Гул подшипников при движении. Поначалу характерный воющий звук со стороны «больного» колеса появляется на скорости, а если продолжать его игнорировать, через несколько месяцев (по мере усугубления износа) он станет преследовать и в городе. При этом, как правило, на холодной машине звука нет, или он почти незаметен. А с прогревом подшипников, через несколько километров после старта, он начинает проявляться.
       
    • Вышеописанному звуковому симптому часто сопутствует и чрезмерный нагрев. Изношенные подшипники (или подшипник, если он в ступице один), ввиду повышенного трения, сильно нагреваются, что легко распознать, потрогав после поездки колесный диск. С высокой степенью вероятности колесо с изношенной ступицей будет явно горячее остальных.

    Здесь необходимо сделать примечание: при такой проверке главное не принять нагрев колес от работы тормозов с нагревом от неисправной ступицы. Также стоит помнить, что передние колеса всегда будут теплее задних, т.к. спереди тормоза работают гораздо интенсивнее. Одним словом, важно не обнаружить факт нагрева как таковой, а определить большую разницу в температуре одного из колес относительно других.

    • Люфт колеса на оси. Диагностируется путем вывешивания колеса, находящееся под подозрением, и покачивания его рукой. При изношенной ступице с большой выработкой в подшипниках люфт однозначно почувствуется без какого-либо инструмента.

    Остается добавить, что в ряде случаев воющий подшипник «излечивается» разборкой, прочисткой и заложением новой смазки, с последующей правильной затяжкой ступичной гайки/болта. Однако отделаться подобными мерами удается далеко не всегда, и если ступица имеет серьезный износ, подшипники (или ступицу в сборе) все равно придется менять в ближайшее время.

    Как поменять ступицу

    Как и всегда, приоритетом должна являться последовательность, описанная в руководстве по ремонту к конкретному автомобилю. А в общем случае алгоритм замены ступицы в сборе выглядит следующим образом.

  • Снять декоративный колпак колесного диска для доступа к ступичной гайке/болту. Пока машина на земле, сорвать ступичную гайку/болт (не откручивать).
     
  • Поднять машину на домкрате, снять колесо и далее демонтировать элементы тормозной системы: суппорт с диском или тормозной барабан.
     
  • Полностью открутить ступичную гайку/болт. Далее открутить (при наличии) контрящую шайбу, контргайку и прочие элементы, фиксирующие узел в подвеске.
     
  • Снять ступицу в сборе. В ряде случаев для этого дополнительно необходимо открутить ее корпус от элемента подвески с внутренней стороны. Также для отдельной выпрессовки и замены подшипников может понадобиться специальный съемник.
  • При обратной сборке необходимо строго соблюдать предписанные руководством алгоритмы, а также контролировать работу с резьбовыми соединениями динамометрическим ключом. В противном случае высока вероятность недотяжки или, напротив, перетяжки ступичных подшипников, что приведет к их быстрому износу и выходу из строя.

    Читайте также: