Все, что случилось в мире за последние сутки, также события в экономике и обществе, спорте и шоу бизнесе, новинки автопрома и многое другое на страницах нашего блога!

Что такое ВУТ, для чего он служит, принципы работы, устройство

Все о вакуумном усилителе: что это и для чего нужно в автомобиле

Эффективность тормозов зависит от усилителя ничуть не меньше, чем от самих суппортов и дисков. В нюансах устройства и работы «вакуумника» разбирается Autonews.ru


            Что такое ВУТ, для чего он служит, принципы работы, устройство

  • Что такое ВУТ
  • Как работает вакуумный усилитель тормозов
  • Признаки неисправности
  • Как проверить
  • Что такое ВУТ

    Вакуумный усилитель тормозов (ВУТ) — это узел, служащий для многократного увеличения давления тормозной жидкости в магистралях во время нажатия на педаль тормоза. Это необходимо для комфортной и безопасной работы водителя, которому не приходится при каждом торможении продавливать педаль «от бедра». Без вакуумного усилителя требуемое для адекватного замедления усилие на педали возрастает в несколько раз и достигает 50-100 кг при экстренном торможении.

    Устройство вакуумного усилителя тормозов

    Внешне ВУТ представляет собой округлый герметичный корпус в виде приложенных друг к другу ободками тарелок с выходящими с двух сторон штоками. Со стороны моторного отсека шток соединен с главным тормозным цилиндром (ГТЦ), а со стороны салона — непосредственно с педалью тормоза. Штоки внутри корпуса связаны друг с другом посредством нескольких промежуточных деталей, которые и составляют основу ВУТ. В упрощенном виде основные среди этих деталей (помимо штоков): диафрагма между двумя камерами, следящий клапан и возвратные пружины.

    Как работает вакуумный усилитель тормозов

    Выше для общего понимания приведена иллюстрация с внутренним устройством вакуумного усилителя. Однако даже с подписями, и даже на более детализированных схемах, без разбора узла, или хотя бы просмотра нескольких анимационных роликов, понять принцип работы ВУТ в подробностях крайне затруднительно. Несмотря на простую внешнюю форму, узел обладает сложной конструкцией. Один только подвижный следящий клапан перемещается внутри корпуса на двух пружинах и имеет несколько уплотнительных элементов, а также переменную связь с двумя воздушными каналами. Тем не менее, попробуем описать принцип работы вакуумного усилителя простыми словами.

  • При нажатии тормоза в корпус вакуумного усилителя вдавливается соединенный с педалью шток (выше подписан как толкатель).
  • Шток, в свою очередь, перемещает следящий клапан. Клапан, двигаясь к центру ВУТа, перекрывает канал сообщения между камерами и параллельно открывает доступ воздуху к одной из них — атмосферной (подписана как задняя).
    Атмосферный воздух проходит в усилитель прямо из салона, в районе уплотнительной «гармошки», которую всегда можно увидеть вокруг штока педали.
  • Вторая камера усилителя называется вакуумной, т.к. в ней создается разрежение (на схеме подписана как передняя). Разрежение генерируется двигателем, откачивающим воздух из «вакуумника» прямиком во впускной коллектор. Под капотом всегда можно найти шланг, идущий от ВУТа к двигателю — через него и откачивается воздух. Это происходит все время, пока мотор работает.
  • Так как между камерами, разделенными подвижной и герметичной диафрагмой, в результате перемещения следящего клапана возникает перепад давления, вакуум передней камеры фактически всасывает шток ГТЦ на свою половину. В результате чего шток, перемещаясь (по иллюстрации — влево), давит на поршень ГТЦ — создается необходимое давление в тормозных магистралях.
  • Когда водитель отпускает педаль тормоза, пружины следящего клапана возвращают его в исходное положение — связь задней камеры с атмосферой прерывается. При этом снова открывается канал сообщения между двумя камерами. А так как двигатель продолжает создавать разрежение, весь воздух из усилителя (включая атмосферную камеру, с которой у вакуумной теперь есть связь) выкачивается. Давление в атмосферной камере падает, и большая возвратная пружина возвращает штоки (а заодно и педаль) в исходное положение.
  • Как можно понять из описанного, суть работы ВУТа, фактически, указана в его названии. Именно вакуумное разрежение от двигателя помогает «дожимать» педаль и создавать требуемое (очень большое) усилие на поршень главного тормозного цилиндра.

    Читать также:
    Дилеры привезли в Россию пикап Toyota Tundra за ₽13 млн

    На некоторых автомобилях применяется схема, при которой разрежение дополнительно помогает создавать отдельный вакуумный насос. Это может быть полезно в районах высокогорья, где атмосферное давление ниже, чем эталонное на уровне моря. Тем не менее, в большинстве машин «вакуумник» работает только за счет связи с впускным коллектором.

    Признаки неисправности вакуумного усилителя тормозов

    Несмотря на сложную конструкцию, некоторые признаки позволяют довольно точно вычислить неисправность вакуумного усилителя тормозов. Среди них можно отметить следующие.

    • Педаль тормоза становится менее податливой, при замедлении нужно прикладывать чрезмерное усилие.
    • При нажатии и удерживании педали слышно шипение воздуха в районе ВУТа.
    • При работе с педалью тормоза наблюдается плавание холостых оборотов. В отдельных случаях могут наблюдаться трудности с запуском двигателя.

    Как проверить вакуумный усилитель тормозов

    Базовую проверку ВУТа можно выполнить самостоятельно, без каких-либо специальных диагностических приборов.

    Проверка на герметичность

    Тест 1. Необходимо завести двигатель и дать ему прогреться до рабочей температуры. Не заглушая мотора, двумя прочными палочками или плоскогубцами (губки лучше обернуть чем-то мягким, дабы не повредить шланг) пережать вакуумный шланг от ВУТа к двигателю. При исправном усилителе тональность и обороты мотора останутся неизменными. Если начались перебои, значит, где-то на пути от ВУТа до коллектора (возможно в самом усилителе) идет подсос воздуха.

    Тест 2 (дополнительный вариант теста «1»). Отсоединить от корпуса усилителя вакуумный шланг вместе с пластиковым клапаном и закупорить его. Важна стопроцентная герметичность — просто обмотать тряпкой входное отверстие будет недостаточно. Можно использовать резиновый конусообразный чопик. Далее завести двигатель и дать ему прогреться на холостых оборотах. Не заглушая, вытащить чопик. Обороты должны начать плавать (возможна даже остановка двигателя) — это нормально. Если же ничего, или почти ничего не поменялось — следует искать подсос воздуха через шланг и/или клапан.

    Тест 3. При работающем двигателе нужно прислушаться к зоне вакуумного усилителя и шланга. Если где-то явно слышится шипение, необходимо искать неплотность. Если по итогу выяснится, что шланг и находящийся на его выходе из ВУТа пластиковый клапан герметичны, то, скорее всего, присутствует неплотность в самом усилителе.

    Проверка реакции педали тормоза

    Тест 1. Завести двигатель (прогревать не обязательно), дать поработать несколько секунд, заглушить. Несколько раз до упора нажать на педаль тормоза. Как минимум одно полное нажатие должно осуществляться без усилия, как на заведенном моторе. Если же сразу после останова двигателя педаль тормоза стала, как говорят, «деревянной» — ВУТ неисправен. Альтернативный вариант: присутствует подсос воздуха в вакуумную (переднюю) камеру усилителя через шланг и/или внешний клапан.

    Тест 2. На заглушенной машине несколько раз нажать педаль, чтобы удалить весь вакуум из передней камеры усилителя (т.е., добиться, чтобы педаль стала «каменной»). Затем нажать на нее и, не отпуская, завести двигатель. Тормоз должен плавно уйти вниз в течение первых 2-3 секунд после запуска. Если тормоза по-прежнему не прожимаются, значит, не образуется вакуум в передней камере: проверять шланг, внешний клапан и сам ВУТ.

    Как можно видеть, самостоятельная проверка вакуумного усилителя тормозов фактически является тестом на герметичность трех компонентов: шланг, внешний клапан и сам усилитель. И если в первых двух случаях детали легко заменимы в течение пары минут, то когда неисправен сам «вакуумник», устранить поломку сходу не удастся. Во-первых, потому, что сам узел является неразборным и необслуживаемым. А во-вторых, во многих случаях расположение ВУТа крайне неудобное, и для его извлечения и замены может потребоваться немало времени.

    Читайте также: