Все, что случилось в мире за последние сутки, также события в экономике и обществе, спорте и шоу бизнесе, новинки автопрома и многое другое на страницах нашего блога!

Что такое тахометр и для чего он нужен в автомобиле

Все о тахометре: устройство, неполадки, как продиагностировать

Привычный сегодня, этот прибор еще лет 20 назад устанавливался не на все автомобили. Изучаем работу и неполадки бортового индикатора оборотов


            Что такое тахометр и для чего он нужен в автомобиле

Содержание

Что такое тахометр

Тахометр — это прибор для отображения оборотов коленчатого вала двигателя. Значения измеряются в оборотах в минуту: об/мин или RPM (revolutions per minute). Аналогично спидометру, классический тахометр представляет собой циферблат со стрелкой. Но, в отличие от «соседа», его шкала разлинована не в абсолютных значениях, а в числах, поделенных на 100 или 1000. Это всегда указано на самой шкале. Например: если обозначено «RPMх1000», то значение «2» будет соответствовать 2000 оборотов в минуту.

Строго говоря, тахометром является сам датчик измерения оборотов вала, а не индикатор на приборной панели. Но тонкости терминологии опустим — всем понятно, что в обсуждениях подразумевается именно второе.

Для чего нужен тахометр

Прибор является контрольно-измерительным и служит как для облегчения работы водителя (в случае механической КПП), так и для диагностики работы двигателя. В первом случае тахометр подсказывает оптимальный момент переключения скоростей. Это может быть полезно как для неопытных рядовых автовладельцев, так и для профессиональных, особенно в спорте. Где эффективность прохождения дистанции напрямую зависит от своевременной смены передач.

Что касается диагностики, то и здесь тахометр незаменим. Так, по поведению стрелки можно точно понять, при каких условиях работы происходит сбой, насколько стабилен холостой ход или как быстро и до какого уровня снижаются прогревочные обороты. Помогает прибор и в процессе осуществления многих диагностических операций. Например, с помощью его показаний можно стабильно удерживать нужные обороты для замера давления масла.

Принцип работы тахометра

Разумеется, за годы эволюции прибор прошел большой путь — от чисто механических устройств до современных вариаций, некоторые из которых способны работать вовсе без проводов. Говоря про современные автомобильные тахометры, можно выделить несколько основных схем, разделяя их по принципу получения данных.

Читать также:
Как поменялись цены на популярные модели за 3 года. Шокирующий список

— От импульсов генератора. Система ориентируется на частоту сигналов от бортовой «электростанции». При этом важно, чтобы генератор стоял «родной» — аналог от другой машины может давать некорректные показания.

— От системы зажигания. Здесь регистрируется количество вспышек в цилиндрах. Например, в классическом 4-цилиндровом моторе за один оборот коленвала происходит два импульса искрообразования. Соответственно, эти два импульса электроника считает как один оборот.

— От датчика положения коленвала (ДПКВ). Вариант подсчета, где соотносить что-либо уже не надо: считаются непосредственно обороты.

— От топливного насоса высокого давления (ТНВД) на дизеле.

Следует отметить, что тахометры даже на схожих двигателях, как правило, невзаимозаменяемы. Каждая система рассчитана строго на свое количество оборотов генератора, размер маховика и прочие параметры, задающие алгоритм подсчета.

Виды тахометра

Говоря о визуальном способе отображения информации, тахометры можно разделить на два основных вида.

• Аналоговые

Всем хорошо знакомый циферблат с разлиновкой шкалы, значениями оборотов и стрелкой.

• Цифровые

В современных LCD-панелях тахометр может иметь вид как классического круглого циферблата, так и принимать совершенно разные формы отображения. Здесь все зависит от стоимости автомобиля (т.е. возможностей приборной панели) и фантазии производителя.

Отдельную «касту» составляют тюнинговые спортивные тахометры. Отличаться от заводских решений они могут как видом, так и функционалом. Помимо безграничного внешнего разнообразия — тип отображения, размеры, дизайн корпуса, подсветка и т.д. — могут быть и «полезные» особенности. Например, спортивный тахометр часто оснащен светодиодным индикатором — так называемой «вспышкой, сигнализирующей о необходимости переключения на передачу выше. Такая подсказка позволяет пилоту регистрировать нужный момент периферическим зрением, не отвлекаясь на показания прибора.

Читайте также:

• Форсунки двигателя: основные виды и частые неисправности

• Почему не работает спидометр и как это исправить

• Одометр: зачем в машине нужен счетчик пробега