Что такое маслосъемные колпачки и когда их нужно менять
Содержание:
Все о маслосъемных колпачках: где находятся, зачем нужны, как менять
Миниатюрный размер не отменяет огромную важность этих деталей. Autonews.ru разбирается в назначении и алгоритме замены клапанных манжет
Что такое маслосъемные колпачки
Маслосъемный колпачок — это упругий уплотнительный элемент, не допускающий попадания масла в цилиндр через стержень клапана. Более корректное название этой детали — сальник клапана. Ведь колпачком он, по сути, не является: это миниатюрная резиновая манжета с металлической пружиной по периметру. Фактически конструкция повторяет таковую у многим знакомого кольцевого сальника.
Зачем они нужны?
Несмотря на неточность слова «колпачок», прилагательное «маслосъемный» отражает суть работы практически дословно. Манжета плотно облегает стержень клапана, который в ней скользит в процессе работы. Когда клапан движется вниз, манжета снимает масляный слой со стержня, оставляя его сверху, в пространстве под клапанной крышкой. Этим предотвращается попадание масла в цилиндр.
Где находятся маслосъемные колпачки
Клапанные манжеты устанавливаются на верхнем торце направляющих клапанов — по одной штуке на клапан. То есть сами детали находятся в головке блока цилиндров, в пространстве под клапанной крышкой.
Признаки износа маслосъемных колпачков
Самым явным симптомом является большой угар масла — так называемый масложор. Когда маслосъемные колпачки (МСК) изнашиваются, уплотнение клапанов становится хуже. В этом случае на стержне всегда остается часть масла, которое попадает в камеру и там сгорает. При этом не только увеличивается расход самого масла, но и возникают соответствующие негативные эффекты: нагаром обрастает камера сгорания и поршневая группа, возрастает риск детонации и т.д.
Вторым признаком будет появление характерного сизого «масляного» дыма из выхлопной трубы. Почему и при каких режимах работы это происходит, описано далее.
Как проверить маслосъемные колпачки
Ввиду простой конструкции и узкого функционала симптомы неисправных МСК в подавляющем большинстве случаев будут одинаковыми. К ним относятся:
- Повышенный угар масла. Как мы уже выяснили, задубевшие от старости или низкого качества манжеты теряют «хватку» и не обеспечивают должного прилегания к стержням. По клапанам масло из объема клапанной крышки попадает вниз, в цилиндры, где и сгорает в процессе работы. Объем ухода крайне затруднительно сказать в абсолютных цифрах — он зависит как от конструктивных особенностей мотора, так и от степени «усталости» колпачков.
Самым плохим сценарием является слет манжеты клапана со своего места на направляющей. В таком случае масло может действительно уходить литрами на тысячу — особенно если слетел не один, а сразу несколько МСК. Для предотвращения подобного некоторые модели колпачков имеют специальную металлическую кайму по периметру. Она прижимается клапанной пружиной, и колпачок со своего места уже не сдвинется ни при каких обстоятельствах.
- Задымление после холодного старта или при резком нажатии на газ. Так как негерметичная (или вовсе сошедшая с места) манжета пропускает через себя масло, за время продолжительной стоянки некоторое его количество скапливается в камере сгорания. Из-за чего после старта — например, утром после стоянки — некоторое время будет наблюдаться сизый дым. Подобный эффект владелец может увидеть и при активной прогазовке после нескольких минут работы на холостых.
При этом стоит помнить, что дым сине-серо-черного цвета при активной работе акселератором может свидетельствовать и о проблемах с поршневой группой. В частности, о залегших кольцах.
Замена маслосъемных колпачков
Если брать эталонную ситуацию, когда помимо манжет ревизии подвергается камера сгорания, клапаны и прочие детали, то нужно снимать ГБЦ. Однако процедура эта крайне трудоемка, и чаще замену маслосъемных колпачков производят без снятия головки. Общий алгоритм будет выглядеть следующим образом.
Читайте также: