Все, что случилось в мире за последние сутки, также события в экономике и обществе, спорте и шоу бизнесе, новинки автопрома и многое другое на страницах нашего блога!

Что такое ГБЦ: устройство, как выглядит и где находится

Все о ГБЦ: что это, где находится и для чего нужно

О прокладке ГБЦ слышал почти каждый автолюбитель, но далеко не все представляют, что означают эти буквы. Autonews подробно разобрался в вопросе


            Что такое ГБЦ: устройство, как выглядит и где находится

  • Что такое ГБЦ
  • Устройство ГБЦ
  • Неисправности ГБЦ и как их решить
  • Часто задаваемые вопросы
  • Что такое ГБЦ

    ГБЦ — это одна из основных деталей двигателя — фактически, верхняя его половина. ГБЦ расшифровывается как головка блока цилиндров.

    Как выглядит ГБЦ

    Ниже приведена фотография типичной ГБЦ четырехцилиндрового двигателя внутреннего сгорания. На кадре головка блока перевернута: сверху видны большие круглые отверстия для клапанов, между ними маленькие резьбовые отверстия для свечей зажигания. 4 овальных отверстия ниже — каналы впуска, рядом установлены шпильки крепления впускного коллектора.

    Далее рассмотрим иллюстрацию типичной ГБЦ с видом сверху (как можно ее наблюдать под капотом).

    Здесь головка ВАЗ-21176 (ставится на «Лада XRay») находится в полусобранном состоянии. Сиреневым цветом обозначена непосредственно ГБЦ. Синим и красным — соответственно, впускной и выпускной распредвалы. Также на впускном валу видна большая синяя шестерня с фазовращателем (фазорегулятором), рядом этим же цветом обозначен электронно-регулируемый клапан, который и отвечает за изменение фаз. Голубая широкая деталь, накрывающая весь «бутерброд» — крышка подшипников ГБЦ. В корпусе ГБЦ можно видеть большие круглые отверстия впуска, расположенные рядом маленькие отверстия под форсунки и шпильки крепления коллектора.

    Где находится ГБЦ

    ГБЦ является неотъемлемой частью любого двигателя внутреннего сгорания, являясь верхней его половиной. На примере мотоциклетного 4-цилиндрового двигателя Yamaha R1 очень хорошо видно деление «тела» мотора на две основные половины — блок цилиндров (серебристый, снизу) и головку блоков цилиндра (черная, сверху).

    Устройство ГБЦ

    Если рассматривать головку блока цилиндров как составную часть общей конструкции ДВС, она является сложным узлом, включающем в себя множество деталей. Описание всех их находится за пределами темы данной статьи, поэтому перечислим основные конструктивные нюансы непосредственно головки.

    Прокладка ГБЦ

    Хоть и является отдельной деталью, но часто подразумевается в составе ГБЦ. Располагается между блоком и головкой, исполняя роль уплотнителя. ГБЦ и блок стягиваются болтами.

    Отверстия под болты

    Сквозные отверстия, в которые вставляются болты головки блока цилиндров. В самом блоке, соответственно, находятся резьбовые части.

    Каналы рубашки охлаждения

    Каналы, по которым циркулирует охлаждающая жидкость внутри двигателя. Являются сквозными — проходят как через блок цилиндров, так и через головку, сообщаясь на их стыке. Прокладка ГБЦ служит, в том числе, для уплотнения этих стыков.

    Камера сгорания

    Камера сгорания представляет собой куполообразный (как правило) объем, где и происходит воспламенение топливовоздушной смеси. Количество камер сгорания соответствует количеству цилиндров.

    Объем под цепь (если она есть)

    Пространство, необходимое для расположения деталей цепного газораспределительного механизма, включая саму цепь ГРМ.

    Отверстия под клапаны и свечи

    В камере сгорания есть отверстия под стержни клапанов, места для посадки их направляющих, а также фрезеровки под места прилегания (фаски) самих клапанов. В любой ГБЦ также присутствуют колодцы для свеч зажигания или накаливания.

    Колодцы гидрокомпенсаторов (если они есть)

    Установочные места для гидрокомпенсаторов, если таковые присутствуют в конструкции двигателя.

    Читать также:
    Водителю пришло два штрафа за 18 секунд. Разве такое возможно

    Фланцы и привалочные плоскости

    Всевозможные привалочные плоскости и отшлифованные площадки для установки или подсоединения к головке блока различных узлов и деталей, как то: подшипники скольжения, впускной и выпускной коллекторы, датчики, термостат, клапанная крышка и т.д.

    Крышка ГБЦ

    Как и прокладка, является отдельной деталью, но часто упоминается в составе головки блока. Прикручивается к ГБЦ и накрывает сверху весь двигатель, являясь его «шапкой». Именно в клапанной крышке расположена видимая часть заливной горловины под масло.

    Прочие элементы ГБЦ

    Разумеется, перечисленные пункты являются базовыми. В зависимости от конкретного мотора, особенно современного и многоцилиндрового, их количество может быть значительно выше.

    Неисправности ГБЦ и как их решить

    Основными предпосылками к ремонту или замене головки блока являются следующие неисправности.

    • Пробой прокладки ГБЦ. Здесь снова необходимо сделать примечание: все же, это не повреждение непосредственно головки, а выход из строя прилегающего компонента. Тем не менее, не отметить данный пункт нельзя. Пробой прокладки — пожалуй, самая распространенная неисправность, связанная с обсуждаемой деталью. Решение только одно: замена прокладки ГБЦ.
    • Увод привалочной плоскости ГБЦ. Если простыми словами — искривление поверхности, которой головка прилегает к блоку цилиндров через прокладку. Сама прокладка, помимо уплотнения стыка, также частично компенсирует неидеальность плоскостей двух смыкаемых деталей, но иногда ГБЦ деформирует так, что прокладка уже не способна это скомпенсировать. Так происходит вследствие перегрева двигателя или неправильной установки головки. Решением является шлифовка ГБЦ с применением специализированного контрольно-измерительного инструмента. При самом плохом раскладе, если деформация значительна, ГБЦ заменяют.
    • Отдельной подкатегорией можно выделить трещины, также появляющиеся по причине перегрева или ввиду чрезмерных усилий затяжки резьбовых соединений.
    • Износ постелей и крышек распредвалов. Постелями называются точки опоры распредвала в ГБЦ. Ввиду естественного износа или иных причин (абразив, недостаточное давление масла) они теряют гладкую заводскую обработку, покрываясь задирами, раковинами и меняя изначальную сверхточную геометрию. Как и в вышеописанном случае, при первых признаках износа может помочь шлифовка, но в ряде обстоятельств придется менять головку.
    • Износ мест прилегания клапанов. Часто является следствием постоянного перегрева в камере сгорания. Решается либо притиркой, либо, если повреждения слишком серьезные, заменой ГБЦ.

    Часто задаваемые вопросы

    Какие признаки пробитой прокладки ГБЦ?

    Одним из признаков пробоя прокладки головки является пузырение в бачке охлаждающей жидкости. Так происходит потому, что газы из цилиндра через пробитую прокладку попадают в контур охлаждения. Параллельно и сама охлаждающая жидкость может проникать в цилиндр: при старте после долгого простоя может наблюдаться белый дым из выхлопной трубы. В антифризе присутствуют следы масла.

    Как поменять прокладку ГБЦ?

    Без базового набора автослесарного инструмента поменять прокладку головки блока не получится. Тем не менее, процедура проводится из-под капота, и при наличии пары свободных дней и руководства по ремонту, поменять прокладку ГБЦ можно и во дворе. При этом обязательным условием будет присутствие в арсенале динамометрического ключа. Без этого инструмента невозможно затянуть головку правильным моментом. В противном случае крайне вероятна неравномерность затяжки и порча новой прокладки — с последствиями в виде повторной замены в обозримом будущем.

    Как правильно затягивать ГБЦ?

    Затяжка головки блока цилиндров — важнейший этап в процедуре замены прокладки или самой головки. Притяжка двух основных половин двигателя производится с очень большим усилием и с максимальной равномерностью. Для этого производителем предусмотрена особая процедура затяжки болтов ГБЦ, описанная в руководстве по ремонту. Болты необходимо затягивать в несколько этапов, в определенной последовательности и с определенным усилием на каждом этапе. Выполнить все требуемые условия можно только при наличии динамометрического ключа с соответствующей вилкой моментов.

    Читайте также: