Что ждет западный автопром из-за падения прибыли и продаж
Мировые автопроизводители отчитались о серьезных финансовых убытках
Международные автомобильные бренды поделились неутешительной финансовой отчетностью. Что грозит ведущим автоконцернам на фоне общего спада западной экономики, разбирался Autonews.ru
Согласно финансовым отчетам автопроизводителей, практически все из них столкнулись с падением прибыли. К примеру, выручка за первое полугодие крупнейшего на планете автомобильного альянса Stellantis с портфелем из 14 различных брендов упала на 14%, что в абсолютных цифрах составило 85 млрд евро. Чистая же прибыль компании рухнула почти вдвое, достигнув 5,6 млрд евро. Гораздо хуже ситуация у японской марки Nissan, чья прибыль за второй квартал «просела» на 76,9% год к году, оказавшись на уровне 194 млн долларов. Европейские бренды Audi и Porsche объявили о снижении чистой прибыли в первом полугодии на 34% и 20,5% соответственно.
Как рассказал в беседе с Autonews.ru независимый эксперт транспортной отрасли Алексей Тузов, «ключевой причиной снижения прибыли глобальных автоконцернов стали большие запасы нереализованных новых автомобилей. К примеру, в США скопилось свыше 3 млн единиц неликвидной продукции».
Справедливости ради стоит добавить, что американский авторынок является крупнейшим, уступая лишь Китаю. По итогам минувшего года в Штатах было реализовано 15,6 млн новых автомобилей.
«Предложение новых машин, превышающее спрос, всегда отражается на продажах и прибыли. К тому же продавцам неминуемо приходится снижать цены, чтобы привлечь покупателей» — отметил эксперт.
Экономический провал
Между тем специалисты консалтингового агентства Creditreform отчитались о том, что Германия, признанная главной автомобильной страной в Евросоюзе, столкнулась с колоссальными темпами роста неплатежеспособности крупных рыночных игроков. В частности, от автомобильного бизнеса.
Согласно докладу экспертов Creditreform, ослабление темпов экономического роста вскоре ожидаемо превысит показатели 2021 года, когда из-за пандемии коронавируса Германия достигла пика дефолтов и сокращений. Для сравнения: если три года назад число корпоративных банкротств было на уровне 7500, то в настоящий момент таковых уже более 11 000 зафиксированных случаев.
По мнению вице-президента Национального автомобильного союза Яна Хайцеэра, производители в этом не виноваты.
«В этом виноват весь мир, потому что он последовательно идет к кризису. У нас это не так чувствуется ввиду некоторой обособленности. А на Западе наблюдается активное перепроизводство и снижение потребительского розничного интереса. Я полагаю, что именно в этом кроется причина снижения спроса на автомобили. К тому же возросли расходы, включая потребление естественных монополий», — поделился своей точкой зрения с Autonews.ru эксперт.
Меры для выхода из пике
К примеру, группа Volkswagen AG, в состав которой входит 12 различных марок, включая Skoda, Audi, Porsche, Bentley, Lamborghini и Bugatti, еще в конце минувшего года разработала специальную антикризисную стратегию. Немцы намерены оптимизировать расходы, связанные с производством и развитием новых перспективных проектов, а также реорганизовать сеть послепродажного обслуживания и пересмотреть корпоративную политику.
Принятые меры должны помочь сэкономить VW свыше 10 млрд евро. Для этого, правда, придется существенно урезать штат сотрудников, как это, к слову, не так давно сделали в Европе американские GM и Ford, оставив без работы тысячи квалифицированных специалистов. Более того: персоналу, включая топ-менеджмент, ожидаемо грозит сокращение заработных плат.
Сокращение, но не убытков
Как сообщает издание Handelsblatt, генеральный директор Volkswagen AG Оливер Блюме лично заявил об отказе от 5-процентного повышения зарплат. Вместо этого сотрудники — наоборот — лишатся 3,3% от положенных гонораров. Помимо прочего, под сокращение попадут и продуктовые линейки брендов, входящих в состав автогиганта, а также встанет на паузу ряд электрифицированных проектов, теряющих актуальность.
«Интерес потребителей к электромобилям существенно снизился. Концерны, вложившие инвестиции в производство электрокаров, теряют дивиденды. В тех же США в I квартале 2024 года было реализовано 269 тыс. электромобилей, что всего на 2,6% больше, чем в январе–марте 2023 года, и на более чем 7% ниже, чем в четвертом квартале прошлого года. Основными предпосылками для отказа граждан от электрокаров стали отсутствие развитой инфраструктуры зарядных станций в западных странах, а также более высокая стоимость электротранспорта по сравнению с автомобилями с традиционными двигателями внутреннего сгорания», — резюмировал Алексей Тузов.
Помимо прочего, эксперт не исключает сокращение производственных мощностей — от комплектующих до самих автомобилей. Тем более, что ряд автогигантов уже столкнулся со сложностями, связанными с поставками и качеством запчастей для своих заводов. К примеру, из-за дефектных тормозных механизмов от фирмы Continental немецкий BMW вынужден остановить выпуск и отозвать около 130 000 автомобилей, стоимость которых может составить сотни млн евро.
По причине недостатка 48-вольтовых аккумуляторов от Bosch, требуемых для производства автомобилей Mercedes-Benz, немецкая компания недополучила около 1 млрд евро прибыли. А некогда глава штутгартского премиум-бренда Ола Келлениус в интервью Financial Times выразил озабоченность из-за сокращения производственных процессов и общей ситуацией на авторынке: «сейчас мы переживаем крайне неопределенный период времени, особенно с учетом того, как невероятно быстро на фоне затянувшегося кризиса эволюционируют китайские автостроители».
К слову, для защиты европейского автопрома от конкуренции со стороны производителей из КНР глава Stellantis Карлос Таварес даже предложил блокировать границы ЕС от нашествия демпингующих китайцев. По мнению топ-менеджера, власть просто обязана в текущих условиях оказать финансовую помощь западным автоконцернам, иначе места признанных грандов мирового автопрома довольно быстро займут вездесущие игроки из Китая.