Что будет с ценами на запчасти в 2024 году. Прогнозы
Содержание:
Автосервисы запланировали поднять цены на запчасти и услуги в 2024 году на 10%
В России все сложнее найти оригинальные запчасти на автомобили, а подделок все больше. Что ждет рынок в 2024 году
В России сохраняется дефицит запчастей на автомобили ушедших марок, зато становится проще достать запчасти на китайские машины. При этом эксперты констатируют рост числа подделок. Что ждет автомобилистов при ремонте автомобилей в 2024 году.
Ремонт машин станет дороже
Согласно опросу, проведенному Союзом автосервисов России, в 2023 году три четверти авторемонтных организаций увеличили цены на свои услуги. 60% при этом признались, что цены выросли на 10–20%.
При этом 109 из 145 владельцев автосервисов, участвовавших в опросе, заявили, что собираются повысить цены еще раз в 2024 году в среднем на 10%. Речь идет как о стоимости самих работ, так и запчастей, а также расходных материалов, которые продает сервис и за качество которых он несет ответственность.
Однако в начале 2023 года цены на запчасти снижались, особенно на расходные материалы. Этот тренд наблюдался со второй половины 2022 года. Тогда рынок корректировался после ажиотажного спроса на расходники, которые закупали впрок весной 2022 года. 2023 год вообще прошел немного легче, чем 2022-й, говорит президент ассоциации Российские автомобильные дилеры (РОАД) Алексей Подщеколдин.
«Действительно, в 2023 году мы наблюдали подорожание в первую очередь кузовных запчастей на 30–40%, а порой и на 100%. Это связано с усложнением логистики, падением курса рубля, сложностями с переводом средств из России в иностранные банки и повышением стоимости кредитов», — признает Подщеколдин.
В то же время в РОАД уверены: если не произойдет новых негативных событий, таких как дальнейшее ослабление рубля и повышение ключевой ставки Центробанком, то за счет оптимизации новых бизнес-схем можно ожидать снижения себестоимости поставок запчастей через третьи страны на 5–10%.
Запчасти есть, но не все
Уход традиционных автобрендов из России, а также введенные санкции привели в первую очередь к сложностям с поставками оригинальных деталей ушедших марок, говорит член правления Союза автосервисом Илья Плисов. По его словам, это особенно ощущается при кузовном ремонте. Дефицит уже привел к росту цен, и сейчас отремонтировать машину по ОСАГО, используя новые оригинальные детали, попросту невозможно.
«Фактически ни один расчет не позволит отремонтировать автомобиль только оригинальными запчастями. Текущий расчет на основании справочников РСА ориентируется преимущественно на цены аналогов. В среднем сумма расчета вдвое ниже от оценки с оригинальными запчастями», — констатирует эксперт.
По мнению Плисова, в 2024 году эта ситуация сохранится, так как причин для ее изменения пока нет. При этом Подщеколдин объясняет, что вообще без запчастей российские автомобилисты в 2024 году не останутся.
«Поставки запчастей в Россию оказались очень выгодны для таких стран с небольшой экономикой, как Грузия, Армения, Киргизия. Иностранные производители на словах декларируют приверженность санкциям, а на деле тоже стараются идти российским автомобилистам навстречу», — говорит Подщеколдин.
Контрафакта будет больше
В 2022 и 2023 годах с рынка ушли не только традиционные автопроизводители, но и компании, поставлявшие расходные запчасти и материалы. При этом пока не все автомобилисты решаются перейти на использование их аналогов, говорит Плисов. В результате создается почва для увеличения количества подделок заведомо низкого качества.
«Поддельные запчасти делают за границей, а масла — тут, в России. В контрафакте клиентов привлекает красивая упаковка и низкая цена», — объясняет эксперт.
По его словам, на начало 2024 года обострилось противостояние между автосервисами и маркетплейсами. Последние предлагают запчасти по привлекательным ценам, однако при их установке в случае последующей поломки ответственность в первую очередь несет сервис, который проводил ремонт.
В результате автосервисы оказываются перед выбором, соглашаться обслуживать клиентов, которые приезжают со своими запчастями, или настаивать на покупке деталей у них самих, рискуя столкнуться с отказом и потерять возможность заработать хотя бы на выполнении работ.
Покупка расходников у сервиса, впрочем, тоже не гарантирует спасения от контрафакта, признает эксперт. «Некоторые сервисы находят возможность заработать двух-трехкратную маржу», — не отрицает Плисов.
Подщеколдин подтверждает эту тенденцию и опасения коллег из Союза автосервисов. Но, по его мнению, клиенты сами должны начать сотрудничать с продавцами, чтобы решить эту проблему.
«Действительно, условия для торговли поддельными запчастями и расходниками стали очень благоприятными. Но клиент должен понимать, что, покупая импортное премиальное моторное масло по цене бюджетных российских спецификаций, он обманывает сам себя. Плюс появляется все больше возможностей по независимой экспертизе качества товара. Если клиенты озаботятся качеством, а производители, автосервисы и автодилеры станут работать совместно, проблему удастся минимизировать», — подчеркивает Подщеколдин.
Трудностей в переводе с китайского все меньше
Еще одной тенденцией 2024 года, по мнению Подщеколдина, станет заметный уже сейчас прогресс в сегменте запчастей для машин из Китая. Эксперт напоминает, что в 2023 году продажи китайских машин в России выросли в несколько раз, что привело к некоторым сложностям с поставками запчастей для их ремонта.
«Оказалось, что мы и китайские партнеры в прямом смысле говорим на разных языках. Электронные переводчики хорошо справляются с разговорным языком, они даже готовы перевести слово «колесо», но на таком термине, как мультиредуктор, дают сбой», — говорит глава РОАД.
Подщеколдин рассказывает, что уже в 2023 году начата большая работа по грамотному техническому переводу с китайского языка каталогов запчастей и руководств по ремонту и обслуживанию китайских машин. «Скоро заказать нужную запчасть без проблем можно будет на таких сервисах, как AliExpress на русском языке. Цены там низкие», — убежден глава РОАД.
Он также отмечает большой интерес китайских производителей сменных комплектующих для автомобилей к России: «Мы стали рынком номер один для китайских машин. Желающих привезти к ним запчасти из КНР очень много», — отметил представитель РОАД.
Единственной проблемой эксперт называет логистику. По его словам, железнодорожные и автотранспортные коридоры из Китая в европейскую часть России уже перегружены, а морской путь через Суэцкий канал осложнен обострением военных конфликтов в регионе.
Количество российских марок будет увеличиваться
Уход иностранных производителей и замещение товаров их брендов поддельной продукцией открывает новые возможности для российских производителей. Так, интерес покупателей к маслам ушедших брендов за прошлый год снизился вдвое, а к отечественным маркам, напротив, вырос.
«Автосервисы еще более религиозны в выборе продуктов, и даже они уже во многом переориентировались на отечественные продукты», — говорит Плисов
С ним согласен и Подщеколдин. Он отмечает, что сейчас за 30–40 руб. можно, например, купить канистру для моторного масла, столько же потратить на этикетку и залить внутрь самый дешевый продукт. В то же время отечественные производители предпринимают все больше усилий для контроля за контрафактом, вплоть до установки чипов в каждую бочку с маслом, которые отправляются дилерам.