Christie’s и Sotheby’s позитивно настроены перед неделей «русских торгов» в Лондоне
Содержание:
Аукционные дома предложили потенциальным покупателям сотни лотов, включающих в себя картины, иконы, предметы декоративно-прикладного искусстваФото {{sliderIndex+1}} из 4 Картина Нико Пиросмани «Грузинка в лечаки»© Илья Дмитрячев/ТАСС Картины Василия Шухаева: «Портрет Веры Шухаевой, жены художника» и «Автопортрет в сером халате»© Илья Дмитрячев/ТАСС Коллекция Мстислава Ростроповича и Галины Вишневской (на первом плане — виолончель XVIII века производства итальянского мастера Джованни Гваданини)© Илья Дмитрячев/ТАСС Картина Ивана Айвазовского «Закат в Венеции»© Илья Дмитрячев/ТАСС
ЛОНДОН, 23 ноября. /Корр. ТАСС Илья Дмитрячев/. Крупные аукционные дома позитивно настроены перед начинающимися 27 ноября в Лондоне торгами предметами русского искусства. Об этом корреспонденту ТАСС сообщили в пятницу представители аукционных домов Christie’s и Sotheby’s, которые предложили поклонникам русского искусства сотни лотов, включающих в себя картины, иконы, предметы декоративно-прикладного искусства (ДПИ).
«Рынок, безусловно, восстановился после 2014 года, когда он достиг дна, и он расширяется — мы видим, что клиентов становится все больше», — сказал корреспонденту ТАСС глава департамента русской живописи Sotheby’s Рето Барметтлер.
«2017 год для нас был отличным, мы реализовали лотов более чем на £20 млн (более $30 млн), что стало лучшим результатом за несколько лет. Эти результаты подчеркивают интерес к более традиционным работам XIX-XX веков. На этот раз мы представили довольно разнообразную коллекцию с точки зрения как стилей, так и цен — самый дешевый лот оценивается в 500 фунтов ($645), а самый дорогой — в £2 млн ($2,6 млн)», — сообщил эксперт.
«Это очень важно для российских клиентов, которые обладают довольно эклектичным вкусом. И очень часто те, кто покупает очень дорогие вещи, приобретает и что-то менее дорогое, чтобы дополнить свою коллекцию», — добавил Барметтлер.
Маковский, Пиросмани и Репин
Топ-лот Sotheby’s — картина Константина Маковского (1839-1915) «Жмурки», которая была выставлена на торги коллекционером из Нью-Йорка. Полотно довольно внушительных размеров (180 на 235 см) оценено в £2-3 млн ($2,6-3,9 млн).
Другой выдающийся лот — картина Нико Пиросмани (1862-1918) под названием «Грузинка в лечаки» с оценочной стоимостью в £500-700 тыс. ($650-910 тыс.). Она интересна не только из-за своей редкости (за всю историю аукционов на продажу было выставлено чуть более десятка работ художника), но и интересного происхождения.
Полотно было приобретено австрийским писателем Стефаном Цвейгом и провисело в доме писателя в Зальцбурге до его эмиграции из Австрии в 1934 году (через Лондон и Нью-Йорк) в Бразилию. После смерти в 1942 году самого переводимого европейского автора того времени картина перешла к его жене, затем — доктору Гарри Зону, который, в свою очередь, передал картину в Зал Цвейга Библиотеки Рида в Государственном университете Нью-Йорка во Фредонии, где она оставалась до нынешнего аукциона.
«На Пиросмани я обратил бы особенное внимание, потому что оценка лота довольно консервативная, учитывая то, сколько людей хотели бы его приобрести», — сказал Барметтлер.
Примечателен также потрет Льва Толстого кисти Ильи Репина (1844-1930). Картина была написана маслом на линолеуме, потому что в 1916 году, когда Репин создал ее, из-за дефицита, вызванного Первой мировой войной, достать холст в России было не так просто. Полотно было приобретено отцом нынешнего владельца у русского иммигранта в Мексике в 1970 году и оценивается в £400-600 тыс. ($520-780 тыс.).
Капризный рынок
Международный директор департамента русского искусства Christie»s Алексей Тизенгаузен в свою очередь отметил, что интерес к русскому искусству остается стабильно высоким, однако предупредил, что давать какие-то точные прогнозы по поводу предстоящих торгов сложно. «Вкус не меняется, интерес к русскому искусству сохраняется, но вы никогда не узнаете до начала аукциона, как отреагирует рынок, — сказал он. — Например, в июне ситуация не была самая прекрасная, но в конце концов результаты оказались совсем неплохие».
«Я не сказал бы, что рынок слабый, но он «капризный» — люди только в последний момент решают, будут ли они покупать или нет, в то время, как 10 лет назад толпы ходили и покупали. Сейчас их [коллекционеров] меньше. Они продолжают собирать, но очень аккуратно», — добавил Тизенгаузен.
При этом эксперт обратил внимание еще на одну особенность рынка предметов российского искусства — проданные на аукционах работы потом уже редко выставляются снова на торги. «Они не возвращаются на рынки в отличие от произведений современного искусства или импрессионистов, когда вещи снова доступны для продажи через 10-15 лет. Думаю, это новое поколение, которое увлекается коллекционированием и страшно любит это, а инвестирования в русском искусстве нет», — отметил Тизенгаузен.
Айвазовский, Шухове и Бакст
В секции картин одним из топ-лотов торгов Christie’s станет полотно Ивана Айвазовского (1817-1900) под названием «Закат в Венеции». Картина, написанная в 1873 году, «происходит из собрания Джона Клюге и не появлялась на рынке искусства последние 20 лет», сообщили в Chistie’s. Ее оценка составляет от £400 тыс. до £600 тыс. ($515-775 тыс.). Как рассказали в аукционном доме, художник впервые посетил Венецию летом 1840 года во время пенсионерской поездки от Санкт-Петербургской Императорской Академии художеств.
К числу топ-лотов предстоящих торгов относятся и происходящие из частной французской коллекции две работы Василия Шухаева (1887-1973): «Автопортрет в сером халате» и «Портрет Веры Шухаевой, жены художника». Их оценка составляет £300-500 тыс. ($390-650 тыс.).
Отдельного упоминания заслуживает подборка работ Льва Бакста (1966-1924) из собрания семьи Константинович — потомков художника, где представлены различные эскизы декораций, книжная графика, портреты, обнаженная натура, дизайны текстиля, натуралистические зарисовки и альбом с дизайнами дамских шляпок. Самый дорогой лот в этой коллекции — выполненный в 1912 году акварельный эскиз декораций к балету «Дафнис и Хлоя» на музыку Мориса Равеля, его оценивают в £180-220 тыс. ($230-285 тыс.).
Топ-лотом в секции декоративно-прикладного искусства является происходящая из частной испанской коллекции крайне редкая императорская фарфоровая ваза, украшенная портретом императора Австрии, короля Богемии и Венгрии Франца I работы Александра Нестерова по мотивам портрета кисти Иоганна Петера Крафта. Оценка лота — £800 тыс. — 1 млн ($1-1,3 млн.). Как подчеркивают в аукционном доме, это одна из самых крупных подобных ваз, появившихся на рынке. Для сравнения, аналогичная ваза, которая находится в коллекции Государственного Эрмитажа в Санкт-Петербурге, ниже на 10 см.
Коллекция Ростроповича-Вишневской и книги
Примечательно, что одними картинами ведущие аукционные дома на этот раз не ограничились. Так, Sotheby’s представил более 300 лотов из коллекции Мстислава Ростроповича и Галины Вишневской. Среди лотов, общая стоимость которых оценивается в £3,5 млн ($4,5 млн), находится мебель, ювелирные украшения, произведения русского искусства, книги и музыкальные инструменты, на которых играл известный на весь мир виолончелист.
Самым дорогим лотом стала виолончель XVIII века производства итальянского мастера Джованни Гваданини с оценочной стоимостью £1-1,5 млн ($1,3-1,9 млн). Помимо этого, на торги будут выставлены еще две виолончели из коллекции Ростроповича. Одна из них изготовлена в 1741 году известным венецианским лютьером Санто Серафином (оценка £500-700 тыс. — $640-900 тыс.), другая — в 1473 году мастером Джованни Гвиданти из Болоньи (£260-380 тыс.).
Christie’s в свою очередь выставил на торги коллекцию редких русских книг и рукописей, собранную американским юристом, коллекционером книг Робертом Иденом Мартином. Среди топ-лотов аукциона — подарочный экземпляр первого издания «Камня» Осипа Мандельштама (1891-1938) с дарственной надписью поэту Вячеславу Иванову. Его оценочная стоимость составляет от £60 до £90 тыс. ($77-116 тыс.). Примечательны также первое издание «Вечеров на хуторе близ Диканьки» Николая Гоголя (1809-1852) с оценкой £50-70 тыс. ($64-90 тыс.), первое отдельное издание первой главы «Евгения Онегина» в оригинальной бумажной обложке 1825 года (£25-35 тыс. — $32-45 тыс.).
О торгах
«Русская неделя» традиционно проходит в Лондоне два раза в год — в мае-июне и в ноябре-декабре. В ней также принимают участие аукционные дома MacDougall’s и Bonhams.
Топ-лотом MacDougall’s стала картина Петра Кончаловского (1876-1956) «Игра на бильярде. Аристарх Лентулов и Петр Кончаловский». Предварительная оценка стоимости работы Кончаловского, написанной в 1918 году, составляет от £1,5 до £2 млн ($2-2,6 млн).
Топ-лот Bonhams — натюрморт кисти Василия Рождественского (1884-1963) с оценкой £150-200 тыс. ($190-260 тыс.).
Общая выручка торгов, прошедших в июне этого года, превысила £23,7 млн ($31,5 млн).