Все, что случилось в мире за последние сутки, также события в экономике и обществе, спорте и шоу бизнесе, новинки автопрома и многое другое на страницах нашего блога!

Чем интересен прототип модели «Атом»: машину показали всем

Вячеслав Жигалов из РОАД: назвал «запредельной» стоимость «Атома»

«Мул» нового российского электрокара «Атом» впервые вывели на открытые тесты, а глава компании-разработчика назвал примерную цену перспективной модели. Autonews.ru собрал наиболее важную и интересную информацию о проекте


            Чем интересен прототип модели «Атом»: машину показали всем

Россия. Москва. Электромобиль «Атом», разработанный АО «Кама», во время тестового заезда на трассе Центра технических видов спорта, 17 мая 2024 года

Генеральный директор компании-разработчика «Кама» Игорь Поваразднюк в беседе с заявил, что стоимость модели «Атом», в «зависимости от конъюнктуры рынка», будет варьироваться в диапазоне от 2,5 до 3,5 млн рублей. Машина претендует на звание первого серийного электрокара, разработанного непосредственно в России, но может уступить это звание другой электрической модели — Lada e-Largus. Последняя уже готова к постановке на конвейер автозавода «Лада Ижевск». Этот автомобиль базируется на платформе от обычного, бензинового универсала Largus.

«От 2,5 до 3,5 миллионов рублей — это ценовой сегмент, в котором мы планируем находиться», — уточнил Поваразднюк в беседе с РИА Новости, добавив, что озвученная стоимость является примерной и не претендует на звание окончательной; финальное решение будет приниматься с оглядкой на инфляцию. Autonews.ru обратился за подтверждением этих цифр в пресс-службу «Атома», но там заявили, что пока не готовы назвать стоимость электрокара.

О проекте «Атом»

Проект «Атом» стал следующим громким проектом со времен «ё-мобиля». Впервые концепт отечественной «электрички» был представлен в мае 2023 года, а запустить машину в серию планируется в III квартале следующего, 2025 года. Осенью 2024 года первые опытные экземпляры будут собраны на столичном заводе «Москвич». На этой же площадке планируется дальнейшее производство.

В целях разработки полностью российского электрокара в 2021 году была создана автомобилестроительная компания «Кама». Впоследствии проект сменил имя на «Атом». Основными инвесторами выступили генеральный директор КамАЗа Сергей Когогин и бизнесмен Рубен Варданян.

«Атом»

Активное участие в создании машины принимает российская госкорпорация «Росатом», дочернее предприятие которой в 2023 году инвестировало в автомобильный проект 6,2 млрд рублей. Доля «Рэнеры» превышает в стартапе 20%. В «Росатоме» рассчитывают, что инвестиции позволят добиться синергического эффекта по производству компонентов к «электричкам».

Особенности и «начинка»

В рамках проекта «Атом» создается не отдельно взятый автомобиль, а электрическая платформа на российских компонентах и с собственным ПО, на которую можно «навесить» любой подходящий по габаритам и техническим требованиям кузов. Платформа состоит из металлического остова из высоко- и сверхвысокопрочной стали, шасси, высоковольтной системы, а также электрики и электроники. Всего разрабатывает четыре версии «тележки»: платформы «А», «В», «С» и «Атом». Они отличаются назначением, особенностями компоновки, типом привода (задний или полный), габаритами, подвеской и рядом других параметров.

Россия. Москва. Образец колесной базы с элементами управления (на первом плане) во время презентации российского электромобиля «Атом», разработанного АО «Кама», у Центра технических видов спорта, 17 мая 2024 года

«Атом» позиционируется разработчиком как высокотехнологичный продукт с широкими возможностями персонализации и дополнительными сервисами. В число интересных особенностей входят, в частности

  • набор систем активной безопасности (адаптивный круиз-контроль, автопарковщик, система удержания в полосе и предупреждения об опасности;
  • телематика с возможностью отслеживания местоположения и удаленного обновления «по воздуху»;
  • сервис «Авто Хаб» для производителя, водителей и бизнес-клиентов с возможностью дистанционного управления;
  • собственная операционная система и свой магазин приложений.

Несущая часть платформы «Атом» выполнена преимущественно из высокопрочной (HSS) и сверхвысокопрочной стали (UHSS) методом горячей штамповки элементов, что повышает ее прочность практически втрое и позволяет навешивать кузова без традиционной для автомобилей центральной стойки.

Россия. Москва. Образец колесной базы с элементами управления во время презентации российского электромобиля «Атом», разработанного АО «Кама», у Центра технических видов спорта, 17 мая 2024 года

Читать также:
С набережных Москвы за полгода эвакуировали 1 тыс. премиальных машин

Еще одной любопытной особенностью является применение на платформе технологии Steer-by-wire, позволяющей не связывать физически рулевое колесо с колесами: управление осуществляется посредством электронных команд и сервоприводов.

Технические параметры

Все наиболее важные технические параметры тестового «мула» на платформе «Атом» уже рассекречены разработчиком. Длина легковушки — 3 995 мм, ширина (без зеркал) — 1 780 мм, а высота — 1 615 мм. Величина дорожного просвета — 170 мм. Радиус разворота — 4,9 м. Углы въезда и съезда составляют 21 и 25 градусов соответственно.

Передняя подвеска модели выполнена по традиционной схеме МакФерсон, а сзади установлена многорычажка, что позволяет создавать версии с различными типами привода — задним или полным.

«Атом»

Емкость литий-ионной аккумуляторной батареи, в создании которой принимали участие специалисты «Ренэры», составляет 77 кВтч. Аккумулятор обеспечивает запас хода до 500 км и может заряжаться от терминала быстрой зарядки постоянным током до 250 А. Запасти энергию на 100 км пути батарея может за 8 минут, а за 30 минут аккумулятор заряжается до 80%.

В движение машина приводится российским электромотором на 204 л. с. (150 кВт), выдающим 295 Нм крутящего момента. Синхронный движок на постоянных магнитах создавался совместно с «Росатомом». Крутящий момент передается на колеса через редуктор в блоке с дифференциалом — традиционной коробки передач на машине нет. С 0 до 100 км/ч электрокар разгоняется менее чем за 8 секунд. В перспективе планируется создание двухмоторной полноприводной модификации с 82-сильным двигателем на передней оси.

С кем будет конкурировать

Российский рынок «белых» электрокаров пока состоит в основном из очень ограниченного числа моделей отечественной сборки, а поставки новых «электричек» из-за рубежа теперь почти полностью прекращены. В связи с этим и с учетом госпрограмм субсидирования, конкурировать новинке предстоит в основном с продуктами трех брендов: Evolute, «Москвич» и Lada.

Lada e-Largus

Липецкий седан Evolute i-Pro стоит сейчас от 2 065 000 до 3 995 000 рублей, притом является намного более крупной по сравнению с «Атомом» машиной: длина — 4 680 мм, ширина — 1 720 мм, а высота — 1 530 мм.

А вот среди кроссоверов конкурентов у новинки пока нет: все альтернативы заметно дороже. К примеру, Evolute i-Joy стоит от 2 929 000 до 3 995 000 рублей, а «Москвич 3e» — от 3 175 000 до 4 100 000 рублей.

«Москвич 3е»

Наиболее вероятной альтернативой для модели «Атом» в глазах покупателей, по мнению президента Союза автомобильных дилеров Вячеслава Жигалова, являются обычные машины с ДВС.

«Сам по себе электропривод пока вряд ли может служить какой-то привлекательной идеей, поскольку все понимают, что электромобили дороже пока что бензиновых и дизельных обычных автомобилей. Это и сдерживает рост их продаж. Потому что в обслуживании, конечно, они проще и дешевле», — уточнил он. Стоимость электрокара «Атом» эксперт посчитал запредельной: «Цены, конечно, запредельные. Потому что машина небольшого размера, четыре метра».

Какие перспективы

Перспективы проекта «Атом», по словам Вячеслава Жигалова, пока также неясны. Многое будет зависеть от возможностей реализации предложений главы АвтоВАЗа Максима Соколова о поэтапном повышении утильсбора, которое также должно затронуть и электрокары.

«Атом»

«Сейчас эти соборы для электрокаров составляют более 30 тыс. руб. Однако утильсбор предлагается его поднять до 800 тыс. руб. в этом году. И вот это уже важный момент. Поскольку это все-таки наш отечественный бренд. Конечно, там объем компенсаций из бюджета этого утильсбора будет зависеть от уровня локализации. Балльная система, чрезвычайно запутанная. Но в целом это может повысить конкурентные преимущества ценовые относительно окружения, импортного, естественно», — конкретизировал специалист.

В завершение Жигалов отметил, что в России готовы покупать отечественные автомобили, но для этого они должны быть конкурентоспособны.

Материалы по теме: