Бесплодие и алкоголизм: трагедии Алексея Смирнова
Легендарный актер Алексей Смирнов за годы жизни столкнулся с многочисленными испытаниями. После Великой Отечественной войны он долго не мог добиться популярности, да и личное счастье артист так и не обрел.
Пожалуй, каждый житель СССР знал обаятельного актера Алексея Смирнова. После роли в фильме «Операция Ы и другие приключения Шурика» он стал просто невероятно популярен. Лоботряс Федя, который преследует главного героя в комедии Леонида Гайдая сразу же запомнился публике.
Тогда многие зрители даже не догадывались, насколько трагична судьба самого артиста. Алексей Макарович прошел всю войну, а после возвращения с фронта столкнулся с невостребованностью в профессии и проблемами в личной жизни.
20 февраля 1920 года блистательному актеру исполнилось бы 99 лет. Какие же испытания выпали на долю Смирнова, и почему он так и не смог встретить любовь?
Тяжелые годы на войне и бесплодие
С самого детства Алексей Смирнов начал играть в драматическом кружке. Его способности отмечали многие педагоги, и это помогло будущему актеру поступить в театральную студию при Ленинградском театре музыкальной комедии. Однако в труппе Смирнов успел сыграть лишь одну роль, ведь уже в 1940 году его призвали в армию.
Начиная с 1941-го он принимал активное участие в боевых действиях. Смирнов воевал под Брянском и в Украине. За заслуги перед Родиной он получил медаль за Отвагу, орден Красной Звезды и многие другие награды.
Даже на фронте Алексей Макарович не забывал про призвание. Он организовал 10 концертов перед товарищами, а также участвовал в красноармейской самодеятельности. В последние месяцы войны Смирнов был сильно контужен. Тогда артист еще не догадывался, что из-за военной травмы он навсегда потеряет способность иметь детей.
После возвращения домой актер принимает невероятно сложное решение: он расстается с возлюбленной, которая ждала его с фронта без объяснения причин. Уже позднее девушка узнает, что Смирнов боялся рассказать ей о бесплодии, поэтому так внезапно оборвал всякие контакты. Невозможность иметь детей в будущем превратится для Алексея Макаровича в настоящую трагедию и причину неудач в личной жизни.
Невостребованность в профессии
После возвращения из армии Смирнов столкнулся, пожалуй, с самой страшной напастью для любого актера — отсутствием работы. Он был еще неизвестен широкой публике, роли в кино и театре почти не предлагали. К тому же, Алексей Макарович начал заботиться о тяжело больной матери. После смерти младшего сына у родительницы развился психический недуг, поэтому за ней нужно было постоянно присматривать.
«Маму он буквально боготворил, обожал. Он перед ней преклонялся. Да, этот огромный мужчина на пороге старости преклонялся перед матерью», — рассказал близкий друг артиста в документальном фильме «Алексей Смирнов — Две славы солдата и актера».
Несмотря на военные награды и будущую популярность, артист так и не смог получить отдельную квартиру. До конца своих дней он жил с мамой в маленькой коммуналке. При этом Смирнов никогда не был честолюбив. Он не мечтал о больших гонорарах, но к концу 50-х все-таки смог обрести известность в актерской среде.
Алексея Макаровича начали приглашать на небольшие роли в кино, и уже в 1961 году он сыграл в лентах «Полосатый рейс» и «Вечера на хуторе близ Диканьки».
Однако всесоюзное признание пришло четырьмя годами позже. Благодаря ленте «Операция Ы и другие приключения Шурика» Алексей Макарович в полной мере продемонстрировал свой комедийный талант.
Проблемы в личной жизни
Пожалуй, самой серьезной для Смирнова стала проблема одиночества. По воспоминаниям многочисленных коллег, Алексей Макарович мечтал жениться, но комплексовал из-за своего внешнего вида и неспособности иметь детей. «Я даже руку женщине поцеловать не могу — как-то нелепо это выглядит. Конечно, хочется найти жену. Пускай даже она не будет меня любить — главное, чтобы я ей не совсем противен был», — заявлял актер друзьям.
Татьяна Ткач признавалась, что однажды Смирнов даже начал ухаживать за ней. Тогда он в буквальном смысле видел в каждой женщине из своего окружения будущую супругу.
«Мы столкнулись с Лешей Смирновым на гастролях. Он был трогательным, смешным человеком, а в каждой женщине видел потенциальную жену. Он тогда подошел ко мне, протянул гвоздику и робко поинтересовался: «Танечка, а вы замужем?» Узнав, что у меня есть супруг, он очень огорчился», — вспомнила Ткач.
Окончательно отчаявшись жениться, Смирнов решил усыновить ребенка. Он часто посещал дом-интернат для детей-инвалидов, куда приносил игрушки собственного изготовления. Там-то Алексей Макарович и обратил внимание на скромного мальчика Ваню с врожденным пороком сердца. Следующие семь лет он раз за разом собирал документы на усыновление, но ему отказывали. Чиновники аргументировали свое решение тем, что артист будет часто отсутствовать дома и не сможет заботиться о несовершеннолетнем.
В середине 60-х популярность актера была настолько высока, что его все время узнавали на улицах. Однако многие поклонники ассоциировали Смирнова с тем самым веселым тунеядцем из кино. На самом же деле артист был крайне спокойным, скромным человеком. Так и не сумев обрести личное счастье, он нашел утешение в чтении и изучении насекомых. Коллекция разнообразных представителей фауны росла с каждым днем, а Алексей Макарович все больше замыкался в себе.
Старые фронтовые травмы и проблемы с алкоголем
В 1974 году на экраны вышла, пожалуй, главная картина в карьере Смирнова. Фильм «В бой идут одни старики» раскрыл драматический талант Алексея Макаровича. К тому же, именно на съемках он познакомился с режиссером Леонидом Быковым. Мужчины тут же нашли общий язык и стали близкими друзьями.
Съемки в фильме напомнили Смирнову про тяжелые фронтовые годы. Во время работы над сценой у могилы артисту даже стало плохо, его увезли на скорой. В итоге режиссер взял в ленту единственный снятый дубль.
В 70-е Алексей Макарович все чаще и чаще жаловался на самочувствие. Старые военные травмы давали о себе знать, поэтому ему было сложно играть в кино. В 1977 году Смирнов даже не смог принять участие в работе над картиной Быкова «Аты-баты, шли солдаты», хотя режиссер и настаивал на этом.
В те годы появились и слухи о проблемах звезды с алкоголем. Якобы из-за неустроенности личной жизни и постоянных болезней Смирнов пытался заглушить переживания с помощью спиртных напитков.
Внезапная смерть
12 апреля 1979 года Алексей Макарович узнал ужасную новость: его близкий друг Леонид Быков погиб в автокатастрофе. Шокированный известием, Смирнов ушел в глубокий запой. Уже в 20-х числах апреля его состояние ухудшилось, и актер был госпитализирован.
«Он поступил к нам в больницу в тяжелом состоянии. Были проблемы с сердцем, выраженная отдышка. Конечно, Алексея Макаровича все узнали. Через две недели он пошел на поправку. Мы даже думали, что еще дней пять, и его можно будет выписать», — рассказала медсестра, помогавшая Смирнову.
Персонал больницы буквально боготворил Алексея Макаровича, поэтому медики проносили ему алкоголь. Казалось бы, актер вот-вот должен выписаться, но 7 мая он внезапно умирает. Версий произошедшего существует несколько. Так, знакомый артиста Антон Александров утверждал, что перед выпиской Смирнов решил устроить небольшое застолье с врачами. Он произнес тост, посвященный Дню Победы и вспомнил про совместную работу с Леонидом Быковым над лентой «В бой идут одни старики». Не сдерживая слез артист удалился в палату, где и скончался несколько минут спустя.
Однако лечащий врач Алексея Смирнова утверждал, что роковую роль сыграла бутылка коньяка, выпитая актером незадолго до смерти. Алкоголь привел к разрыву сердца, и медики просто не смогли помочь звезде.
Актера похоронили в Санкт-Петербурге рядом с матерью. На церемонии прощания присутствовали коллеги и друзья, которые вспоминали Смирнова, как человека невероятной доброты. «Прежде всего в Алексее Макаровиче удивлял разрыв «между формой и содержанием». Внешне казалось, что это такой увалень, невежда, мужлан, который прочел всего две книжки, да и в кино его взяли будто бы из-за фактуры. Но все это — маска, за которой скрывался умный, ранимый, начитанный человек, который действительно много знал и много чем интересовался. Он никогда этим не хвастал, никого и ничего не цитировал. Был, так сказать, весь в себе», — позднее делился воспоминания поэт Яков Костюковский.
Любимец публики и сейчас продолжает радовать зрителей своими бессмертными перевоплощениями в кино. Многие роли Смирнова стали вехой в развитии советского искусства. И пусть, артист так и не смог устроить личную жизнь, но зато он тронул миллионы сердец по всему миру.
По материалам сайта aleksey-smirnov.ru.