Бензин еще чуть-чуть придержат
Правительство РФ сделало очередной шаг к введению госрегулирования цен на топливо. Крупнейшие игроки нефтяного рынка согласились снизить оптовые цены на бензин и дизельное топливо и удерживать их как минимум до начала 2019 года, а потом ограничить рост стоимости топлива уровнем инфляции.
Накануне ведущие отечественные нефтяные компании заключили с правительством меморандум, в соответствии с которым стоимость бензина на внутреннем оптовом рынке снизится и будет сохранена на таком уровне до конца нынешнего года. В следующем году автомобильное топливо будет дорожать на уровень инфляции. К соглашению присоединились «Роснефть», «Газпром», «ЛУКОЙЛ», «Татнефть», ННК и другие крупные участники рынка – в общей сложности 10 компаний. Договоренности были достигнуты в ходе совещания у вице-премьера Дмитрия Козака. Как ожидается, сегодня они будут оформлены в письменном виде, сообщает «Коммерсант».
Согласно меморандуму стоимость оптовых партий топлива будет зафиксирована на уровне конца июня нынешнего года. При этом нефтяники обязаны будут продать внутри страны на 3% продукции больше, чем год назад. В новом году стоимость бензина и дизтоплива на оптовом и розничном рынках сможет увеличиваться, однако не более чем на уровень инфляции. В то же время с нефтяников сняли обязательства по реализации части топлива на бирже, что сделает невозможными спекулятивные сделки трейдеров. Инициатором этой поправки, как утверждают источники издания, стала «Роснефть». Представители этой компании ранее заявляли о том, что независимые автозаправки и оптовики-посредники формируют напряжение на внутреннем рынке.
Аналогичное видение ситуации накануне озвучил и Козак, напомнив, что независимые автозаправки контролируют 53% розницы и, стремясь максимально заработать, настаивают на уменьшении оптовых цен независимо от того, есть ли такая необходимость. Независимые АЗС, в свою очередь, ранее неоднократно заявляли: чтобы не работать в убыток на фоне повышения оптовых цен, им приходится либо повышать розничные цены, либо сворачивать деятельность.
Эксперт агентства «Аналитика товарных рынков» Михаил Турукалов полагает: курс правительства на госрегулирование стоимости бензина далеко не оптимален. Властям следует идти по пути обнуления акцизов и уменьшения налоговых сборов с социально востребованных сортов топлива. Если же нынешняя политика не будет откорректирована, то рано или поздно Россия столкнется с дефицитом автомобильного топлива.