Авторынок в России притормозил. 6 главных выводов по итогам января
Содержание:
Продажи автомобилей в России в январе выросли на 77%
Падение доли Lada, очередной успех китайцев, главный новичок в топах продаж, последний из корейцев и многое другое, что нужно знать о российском авторынке в начале 2024 года
Комитет автопроизводителей АЕБ и аналитическое агентство «Автостат» практически одновременно выпустили свои отчеты по январским продажам автомобилей в России. Эти исследования преподнесли целый ряд неожиданностей, причем не все из них носят отрицательный характер. Autonews.ru разобрался в этих данных и нашел сразу шесть важных фактов, которые точно требуют внимания.
Разные результаты продаж
По данным АЕБ, всего январе 2024 года официальные дилеры смогли продать в России 65 200 новых автомобилей. В организации подчеркнули, что эта цифра не учитывает машины, которые привезли на наш рынок по альтернативным каналам поставок (так называемый параллельный импорт). Если в расчеты включить и такие автомобили, то итоговый результат продаж составит около 83 тыс.
В АЕБ подчеркнули, что реализация машин в Росcии в январе выросла на 64% в годовом выражении. Среди основных факторов, влияющих на этот результат:
- перенасыщение рынка, обусловленное высоким уровнем складских запасов, сфокусированных в сегменте кроссоверов;
- низкая база января прошлого года.
В свою очередь, «Автостат», который в своей статистике учитывает данные о регистрации новых автомобилей от АО «ППК», приводит другие цифры продаж в январе. По их данным, в прошлом месяце россияне приобрели 80 212 машин. Эта цифра на 77,3% больше показателей за аналогичный период 2023 года. Однако и в этом случае не стоит забывать об эффекте низкой базы. Напомним, год назад рынок только начал оправляться от ухода большинства зарубежных марок. В результате в январе 2023 года в стране был продан всего лишь 45 231 автомобиль.
Замедление продаж
Несмотря на столь впечатляющие цифры, в январе рост продаж в России существенно затормозился по сравнению с декабрем 2023 года. По данным АЕБ, в первый зимний месяц отечественные клиенты приобрели в автосалонах 128 930 новых машин.
«По сравнению с декабрем 2023 года есть замедление, которое типично для января, так как традиционно в декабре контрактование идет динамичнее в связи с предстоящими каникулами. Очевидно, что продолжается влияние существенного повышения ключевой ставки, утилизационного сбора и других факторов, из-за которых многими клиентами откладывается покупка нового автомобиля», — прокомментировал отчет председатель комитета автопроизводителей Алексей Калицев.
В целом АЕБ дает благоприятный дальнейший прогноз по российскому рынку. Так, в организации считают, что по итогам нынешнего года продажи новых легковых автомобилей и LCV в стране могут вырасти на 15% и составить 1,3 млн авто. Такие показатели в первую очередь должно обеспечить возобновление производства на ряде российских автомобильных заводов, которые до этого находились в простое. Также повышению продаж новых машин должно поспособствовать снижение ключевой ставки, которое прогнозируют в ассоциации.
АвтоВАЗ наращивает продажи, но есть нюансы
По данным «Автостата», самой популярной маркой в России по итогам начала 2024 года осталась Lada. В свою очередь, АЕБ статистику по отдельным брендам и моделям в этот раз публиковать не стал.
За месяц отечественная компания смогла продать 22 289 автомобилей, что на 26,4% больше января 2023 года. При этом эта самая низкая динамика рынка среди первой пятерки самых популярных марок в России. Также по итогам января 2024 года доля АвтоВАЗа опустилась ниже отметки 28% (год назад она составляла 39%).
Самой популярной моделью в прошлом месяце традиционно стала Lada Granta (10 221 автомобиль). Однако по сравнению с 2023 годом продажи машин этого семейства упали сразу на 14%. При этом впечатляющий рост продаж показала Lada Vesta (+1248,9; 5382 ед.). Однако следует помнить, что выпуск Lada Vesta NG стартовал только летом 2023 года и в январе эта модель просто не производилась. Дилеры в начале прошлого года продавали остатки дорестайлинговой версии этой модели, которая тогда была в дефиците.
Рост продаж китайцев
Высокой динамикой продаж отметились в России китайские компании. К примеру, продажи Haval выросли сразу на 133,7%, до 9620 единиц. Самой популярной моделью этой марки в январе стал кроссовер Jolion. На нашем рынке можно купить с 1,5-литровой бензиновой «турбочетверкой», которая в модификации с передним приводом развивает 143 л.с., а с полным — 150 л.с. В первом варианте мотор работает с шестиступенчатой механической или семидиапазонной роботизированной коробкой, а более мощный агрегат сочетается только с «роботом». Минимальная цена на кроссовер — 1 999 000 руб.
Также за месяц россияне купили 8998 машин Geely (+159,7%). Тут локомотивом продаж стал Monjaro, который разошелся тиражом 3649 экземпляров. Автомобиль делит платформу с Geely Tugella и имеет двухлитровый турбомотор. Его мощность составляет 238 л.с. ДВС работает в связке с восьмиступенчатым «автоматом». В смешанном режиме кроссовер потребляет 8,5 л бензина на 100 км. Привод — полный. Цены на Geely Monjaro варьируются от 4 694 990 до 4 994 990 руб. без учета различных скидок и специальных предложений.
Последний из корейцев
Kia Seltos
Единственным «ушедшим» брендом, который смог удержаться в топ-10 самых популярных автомобильных марок в России, стала корейская Kia. Продажи этих машин упали в январе на 43% и составили 1299 автомобилей. Однако годом ранее в дилерских центрах машин корейской компании было намного больше.
Удержаться в рейтинге продаж, скорее всего, Kia смогла благодаря кроссоверам Seltos и Soul, которые вновь появились в отечественных автосалонах. По неофициальным данным, эти автомобили были «дособраны» из оставшихся машинокомплектов на «Автоторе». Однако сами продавцы эту информацию прямо не подтверждают, хотя других машин корейского бренда в таких количествах на складах в торговых компаниях нет. Также двигателями продаж Kia стали кроссоверы Sportagе, которые дилеры завозят в Россию по параллельному импорту.
Lixiang в топах продаж
Lixiang L9
В первые в топ-10 смогла попасть китайская марка Lixiang. Важный момент — «официально» автомобили этой марки на российский рынок не поставляются. При этом за месяц свой выбор на этих машинах остановил 1741 клиент. Таким образом, бренд из Поднебесной смог обогнать своих соотечественников в лице Tank (1733 ед.) и корейскую Kia (1299 ед.).
Причем компания Lixiang начала выпуск автомобилей только в 2022 году. На данный момент в их модельный ряд входят три кроссовера — L7, L8 и L9. Все эти машины доступны только с электрическим приводом и дополнительно оснащаются и бензиновым генератором на базе 1,5-литрового мотора, что увеличивает запас хода. Также в конце прошлого года компания презентовала свой первый минивэн под названием Mega. В движение этот автомобиль приводит электрическая силовая установка.
В России сейчас можно купить две модели Lixiang. Самым доступным автомобилем стал кроссовер L7. У дилеров этот автомобиль можно найти за 6,4 млн руб. Пятиметровый последовательный гибрид оборудован двумя электродвигателями, полным приводом и 1,5-литровым бензиновым мотором.
Также при желании у дилеров можно купить кроссовер L9.Флагманскую модель позиционируют как конкурента BMW X7, и стоит он около 9 млн руб. Кроссовер оборудован сразу пятью дисплеями, сиденьями с подогревом и массажем, атмосферной подсветкой салона и премиальной аудиосистемой.