Автомобили из Грузии все равно попадут в Россию. Эксперты все объяснили
Эксперт рассказал, как теперь будут возить автомобили из Грузии в Россию
Грузия запретила поставки в Россию американских и европейских машин. На рынке это не скажется, уверены эксперты
«Ситуация неприемлема». АвтоВАЗ признал завышение дилерами цен на Vesta Штрафы 19 декабря 2022 Новые штрафы в 2023 году: какие изменения ждут водителей. Таблица Закон и ПДД 21 октября 2022 Что значит режим повышенной готовности для водителей: кого точно проверят Техосмотр 27 января Техосмотр 2023: все, что нужно знать водителям
2 августа стало известно, что власти Грузии запретили экспортировать и реэкспортировать в Россию американские автомобили, а с 26 сентября запрет распространится и на машины, ввозимые из стран Евросоюза, — но только с моторами объемом более 1,9 литра, а также с гибридными и электрическими силовыми установками. Autonews.ru разобрался, каких машин это коснется и как скажется на рынке.
Какие машины попали под запрет
У Грузии есть порта в Черном море, которые можно использовать для разгрузки в том числе автомобилей, прибывающих морским путем. В Россию эти машины возможно доставить на автовозах или своим ходом через пропускной пункт Верхний Ларс.
После ухода в 2022 году традиционных европейских и американских автоконцернов из России Грузия стала одним из каналов поставок машин по параллельному импорту. Согласно данным, которое приводит грузинское издание Business Media, за первые шесть месяцев 2023 года из Грузии в Россию было экспортировано 3786 машин со средней таможенной стоимостью $14 тыс. на общую сумму $53 млн.
В Грузии отмечают, что запреты на экспорт из США и из стран Евросоюза связаны с введенными этими странами санкциями в отношении России.
По словам основателя компании Rucars Романа Рассудкова, на самом деле из Европы вообще и через Грузию в частности в последние месяцы везли именно премиальные машины. Эксперт отмечает, что сейчас поставка из Европы автомобилей с объемом двигателя менее 1,9 литра даже по параллельному импорту не имеет большого коммерческого смысла. А вот желающие купить себе новый Mercedes, BMW и Land Rover пользовались подобными каналами.
Сколько на самом деле машин ввозилось через Грузию в Россию
Согласно все той же статистике, приведенной грузинским изданием Business Media, Россия в первом полугодии 2023 года заняла лишь пятое место среди стран, куда направлялся экспорт автомобилей. Выше расположились Киргизия, Казахстан, Азербайджан и Армения, на шестом месте — Таджикистан. Со всеми этими странами, а также с Турцией оборот автомобилей через Грузию в 2023 году значительно вырос, в то время как с такими странами, как Бельгия и Украина, — сократился.
Экспорт автомобилей из Грузии в первой половине 2023 года по данным грузинского издания Business Media
Страна Кол-во машин Объем в $, млн Рост относительно 2022г. Киргизия 5 840 236 1673% Казахстан 13 916 236 694% Азербайджан 14 206 226 75% Армения 10 235 185 1159% Россия 3 786 53 274% Таджикистан 1 453 16 307% Бельгия 232 11,8 -24% Украина 519 7 -78% ОАЭ 86 6 6% Турция 219 4 234%
Учредитель проекта «Авто Дегустатор» Арарат Мардоян уверен: все или почти все эти машины осели в России. По его словам, из-за желания угодить европейским чиновникам грузинские власти уже более полугода ограничивают транзит автомобилей в Россию, в частности запрещают провоз машин стоимостью более $50 тыс. На деле такие автомобили все равно пересекали Верхний Ларс, но по документам они предназначались для Киргизии, Казахстана или, например, Таджикистана, с которыми у Грузии нет сухопутных границ.
«Грузия зарабатывает преимущественно на двух направлениях. Это транзит грузов и туризм. Можно заявить о прекращении экспорта машин в Россию, но это существенная статья дохода», — говорит Мардоян.
По его мнению, власти Грузии объявлением о запрете экспорта формально заявляют о принятых мерах, но реально ситуация кардинально не изменится. Более того, сам запрет носит временный характер, точнее, те же грузинские власти очень быстро позволят открыть альтернативные каналы поставок, чтобы не терять существенную часть доходов страны.
По мнению Мардояна, есть несколько способов провезти автомобили из Грузии в Россию и после введения нового запрета.
«Во-первых, это ввезти такие машины в Армению и поставить их там на армянский учет. После этого юридически это уже армянские машины, на них через Грузию в Россию никто не запрещает ехать как своим ходом, так и на автовозе», — отмечает эксперт.
Второй вариант касается переправки автомобилей из Грузию в Россию через сторонние страны.
«Никто еще не запретил ввозить иномарки в Грузию и везти их транзитом в Азербайджан, а потом в Россию. Или в Армению, и оттуда в Россию через Иран и кораблями по Каспийскому морю», — говорит Мардоян. Он отмечает, что Армения остается страной Таможенного союза и поддержать санкции в отношении России, как это сделала Грузия, не может.
Наконец, продолжает эксперт, сами грузинские власти могут через некоторое время продолжить делать вид, что проходящие через Верхний Ларс машины направляются вовсе не в Россию, а в страны Центральной Азии: Киргизию, Казахстан и Таджикистан. Тем самым они избегут поводов для формальных претензий в нарушении санкционного режима со стороны Евросоюза и США и сохранят доход от экспорта машин в Россию.
При этом другие эксперты сходятся во мнении, что решение властей Грузии осложнит жизнь лишь местному бизнесу и не скажется на поставках машин из Европы в Россию. Так, основатель проекта «Автомаркетолог» Олег Мосеев отмечает, что на общем фоне рынка параллельного импорта грузинский канал поставок не является самый крупным.
«Сейчас автомобили даже европейских брендов везут преимущественно через ОАЭ, Казахстан и Китай. Доля Грузии и расположенной за ней Армении заметно меньше», — говорит Мосеев.
С ним согласен и директор китайского дивизиона China Car Club Александр Сероштанов. «Грузия не входит в Таможенный союз, поэтому эту страну используют как транзитный пункт для переправки автомобилей в Армению, Казахстан и Киргизию. Прямые поставки из Грузии в Россию невелики: по итогам первого полугодия доля таких машин составляла около 8% в общем объеме параллельного импорта», — отмечает эксперт.
При этом рост расходов на поставку машин из Грузии в обход Верхнего Ларса ляжет на плечи самих перевозчиков, которые до разрешения ситуации просто откажутся от такого канала, считает Мардоян. Остальные эксперты также сходятся во мнении, что на ценах для конечных потребителей в России решение грузинских властей не отразится.
«Куда большее давление на цены автомобилей оказывает ослабление рубля по отношению к доллару и евро, а также недавнее повышение утильсбора», — убежден Сероштанов.
Мосеев придерживается того же мнения. Как считает эксперт, проблемы с поставками через Грузию на фоне повышения утилизационного сбора рынок ввозимых по параллельному импорту европейских машин практически не заметит.