Все, что случилось в мире за последние сутки, также события в экономике и обществе, спорте и шоу бизнесе, новинки автопрома и многое другое на страницах нашего блога!

Автомобили Бориса Ельцина. На чем ездил первый президент России

В день рождения Бориса Ельцина Autonews.ru перечислил все его автомобили

Серебристый «Москвич», таинственная Subaru, «гелик» для охоты, немецкие бронированные лимузины… Вспоминаем автомобили первого президента России Бориса Ельцина в день его рождения — 1 февраля


            Автомобили Бориса Ельцина. На чем ездил первый президент России

Борис Ельцин, которому 1 февраля 2024 года могло бы исполниться 94 года, в очень сложные для отечественной экономики времена уделял много времени отечественному автопрому. Первый президент России несколько раз посещал АвтоВАЗ, самостоятельно проводил тест-драйвы автомобилей и даже несколько раз дарил машины простым россиянам. Отдельный интерес представляют служебный и личный автопарки первого президента России. Самые главные автомобили из них — в материале Autonews.ru.

ГАЗ-14 «Чайка» без брони для Свердловска

С 1983 по 1985 год, будучи первым секретарем Свердловского обкома КПСС, Ельцин перемещался на служебном автомобиле представительского класса — ГАЗ-14 «Чайка». В то время это был единственный советский лимузин в регионе. Помимо служебных поездок, Ельцин использовал «Чайку» для встречи важных гостей.

ГАЗ-14 «Чайка»

Семиместный автомобиль был оснащен электростеклоподъемниками, ремнями безопасности с инерционными катушками, стереофоническим радиоприемником высшего класса с магнитофонной приставкой и дополнительным пультом управления в заднем, пассажирском помещении. В движение ГАЗ-14 приводил V-образный восьмицилиндровый 220-сильный двигатель, позволявший развивать скорость до 175 км/ч. Правда, никакой дополнительной защиты у машины не было.

«Чайка» Ельцина сохранилась до наших дней. Автомобиль находится в очень хорошем состоянии, и любой желающий может увидеть его в музее Ельцин-центра в Екатеринбурге.

«Москвич-2141» как личный автомобиль

Первым личным автомобилем Бориса Николаевича Ельцина стал отечественный хетчбэк «Москвич-2141». Этот автомобиль в редком по тем временам серебристом цвете он купил в декабре 1989 года к Новому году, когда еще занимал пост первого секретаря московского горкома. Судя по всему, это была совершенно обычная версия легковушки с 1,5-литровым бензиновым мотором мощностью 72 л.с. и механической коробкой передач. Разогнаться на таком автомобиле при желании Ельцин мог до 150 км/ч.

Список опций у машины сложно назвать впечатляющим даже по тем временам: штатный радиоприемник (по заказу шла кассетная магнитола «Былина») и отопитель салона. О дальнейшей судьбе этого автомобиля ничего не известно. По слухам, эту машину сумели сохранить и сейчас она проходит реставрационные работы для последующей передачи в музей.

Lada-110 для тест-драйва на АвтоВАЗе

В августе 1994 года Ельцин смог поучаствовать в настоящем тест-драйве прототипа Lada-110 (она же ВАЗ-2110). Пробная поездка, в которой также принял участие занимавший на тот момент пост президента АвтоВАЗа Владимир Каданников, на автомобиле цвета «голубой металлик» проходила прямо у стен Кремля.

Прототип был оборудован 16-клапанным мотором с распределенным впрыском. Расход топлива — менее 5 л на 100 км пробега. Правда, оценить все достоинства новой машины Ельцин вряд ли смог: он проехал на машине всего пару сотен метров.

В серию прототип пошел лишь спустя два года. Впрочем, за руль товарной модели Ельцин уже не садился. Изначально модель можно было купить с восьмиклапанным 1,5-литровым бензиновым мотором. Позже его заменили усовершенствованным 16-клапанным двигателем с отдачей 94 л.с.

Subary Legacy Outback из книги Коржакова

Еще одним личным автомобилем Ельцина в середине 1990-х стал внедорожник Subaru. Во всяком случае так утверждает охранник первого президента России Александр Коржаков в своей скандальной книге «Борис Ельцин от рассвета до заката». При этом точную модель в своем литературном труде он не упоминает.

Читать также:
В Россию привезли гибридный кроссовер Lixiang L6. Цены и фото

В книге лишь подчеркивается: «…у джипа впереди широкое сиденье, напоминающее «Волгу» — ГАЗ-21. В салоне просторно, можно ноги вытянуть». Также, судя по описанию, машина была оборудована автоматической коробкой передач.

Subaru Legacy Outback

В Сети, на форумах любителей автотематики, до сих пор ведутся жаркие споры, что это мог быть за автомобиль. Часть пользователей склоняются к версии, что Ельцин приобрел себе внедорожник Subaru Forester. Однако эту японскую модель начали выпускать только в 1997 году, когда Коржаков уже лишился должности и вряд ли мог быть в курсе покупок Ельцина и тем более совершать с ним совместные поездки. Поэтому более вероятна версия о том, что первый президент России купил другую модель Subaru — Legacy Outback, которая встала на конвейер в 1995 году.

ЗИЛ-41052 с бронекапсулой в наследство от Горбачева

В наследство от единственного президента СССР Михаила Горбачева Ельцину в качестве служебного автомобиля достался бронированный ЗИЛ-41052 1988 года. Причем, помимо поездок по стране, глава государства брал отечественный лимузин и в заграничные командировки. Например, именно на ЗИЛ-41052 он перемещался во время встречи «Большой семерки» в Мюнхене в 1992 году. На передней части машины при этом был установлен миниатюрный штандарт с двуглавым орлом.

ЗИЛ-41052

Ставка именно на отечественный лимузин в заграничной поездке была сделана из-за высокой надежности и безопасности машины. Ведь ЗИЛ-41052, который весит почти как легкий танк (более 5 т), получил особую бронекапсулу разработки Курганского машиностроительного завода. Она могла не только защитить пассажира от выстрелов из автоматического оружия и снайперской винтовки, но спасти при близком взрыве гранаты.

Помимо этого, президентский лимузин оборудовали системами защиты от радиации и прослушивания, а также баллоном с кислородом с запасом воздуха на два часа. Уйти от погони ЗИЛ-41052 мог даже с простреленными шинами — благодаря особой резине, которая «затягивала» пулевые пробоины.

Mercedes-Benz Pullman и слухи про Гельмута Коля

Позже в служебном автопарке Ельцина появились сразу два бронированных Mercedes. По легенде, первый, Pullman Sonderschutz, был подарен российскому президенту канцлером Гельмутом Колем. Причем позже на нем ездили и Владимир Путин, и Дмитрий Медведев. Несколько лет назад якобы именно этот автомобиль был выставлен на продажу и стоил более 30 млн руб. Однако никаких подтверждений, что именно на этой машине ездил Ельцин, опубликовано не было. Где сейчас находится этот бронелимузин, неизвестно.

Mercedes-Benz S-Class Pullman W140

Еще один Mercedes в кузове W140 несколько лет назад появлялся на одной из торговых площадок почти за €500 тыс. Продавец утверждал, что на этом автомобиле Ельцин «выезжал на официальные и неофициальные встречи». На данный момент, согласно объявлению, автомобиль уже продан.

Mercedes-Benz G-Class для охоты

Одним из увлечений Бориса Ельцина была охота. Специально для вояжей президента России в заказнике «Завидово» в Подмосковье в 1990-х годах по заказу ГОН ФСО на фабрике Mercedes-Benz при участии фирмы Binz была изготовлена особая версия легендарного «Гелендвагена». Внедорожник темно-зеленого цвета оборудовали мощной электрической лебедкой, массивным «кенгурятником» для защиты решетки радиатора и фар и расширенными колесными арками, которые позволяют оборудовать машину внедорожной резиной. Также в пакет доработок вошли дополнительная оптика на крыше, усиленные пороги, специальные крепления в багажнике для ружей и других охотничьих аксессуаров.

Главное изменение в салоне — дополнительное место для егеря, а также небольшой выдвижной столик для работы с документами. При этом технические характеристики автомобиля изменений не претерпели. Инженеры оставили «гелику» заводской 5-литровый мотор V8 мощностью 296 л.с. Максимальная скорость «охотничьего» внедорожника — 190 км/ч.