Автокефалия для Украины: дела церковные и политические, правда и ложь
На минувшей неделе священный Синод подтвердил уже принятое решение о том, что Вселенский Патриархат приступает к предоставлению Автокефалии Церкви Украины. Это вызвало бурную реакцию как в церковной, так и в политической среде. О чем и почему споры? Попробуем разобраться.
Религии в Украине
Православие исповедует большинство верующих Украины. Изначально Киевская митрополия находилась в юрисдикции Константинопольской церкви, в 1686 г. Вселенский патриарх Дионисий в связи с присоединением Левобережья к России передал ее Московскому патриархату, новый патриарх в Константинополе законность этого поставил под сомнение. С начала 1990-х в Украине существует несколько юрисдикций, называющих себя православными церквями: Украинская Православная Церковь (Московский патриархат) — часть Русской православной церкви, которая рассматривает Украину как часть своей канонической территории (свыше 12 тыс. общин), Украинская Православная Церковь Киевского Патриархата (около 6 тыс. общин) и Украинская автокефальная православная церковь (св. 1200 общин).
Что решил Вселенский патриархат?
Вот основной текст заявления:
«1. Подтвердить уже принятое решение о том, что Вселенский Патриархат приступает к предоставлению Автокефалии Церкви Украины.
2. Восстановить Ставропигию Вселенского Патриарха в Киеве, одну из его многочисленных Ставропигий в Украине, которая там всегда существовала.
3. Принять и рассмотреть ходатайства об апелляции Филарета (Денисенко), Макария (Малетича) и их последователей …вышеупомянутые канонически восстановлены до их иерархического или священнического звания, и их последователи восстановлены в общении с Церковью.
4. Отменить юридическое обязательство Синодального письма 1686 года, выданное по обстоятельствам того времени, которое предоставило право Московскому Патриарху назначить митрополита Киевского.
5. Обратиться ко всем участвующим сторонам с призывом избегать присвоения церквей, монастырей и других объектов, а также любого другого акта насилия и возмездия, с тем чтобы мир и любовь Христа могли преобладать».
Какой была первая реакция на решение Фанара. В Украине – преобладало воодушевление (разумеется, за исключением большинства прихожан УПЦ МП), в России – скепсис и критика (апогей – решение Синода Московского патриархата в Минске 15 октября о разрыве с Варфоломеем), в мире – пока пауза. Но нас в данном случае интересует реакция прежде всего Киева и Москвы.
Некоторые высказывания служителей церкви и необходимые комментарии
Предстоятель Украинской Православной Церкви Киевского Патриархата Филарет в канун принятия решения был слишком оптимистичен:
— Сначала решение о томосе, а потом уже мы договариваемся о созыве Объединительного Собора. Если томос будет принят 9-11 октября этого года, то в октябре мы можем созвать этот Собор. Если же томос примут позже, то, конечно соберем позже.
На самом деле Объединительный собор придется проводить до томоса, и это было предсказуемо.
Митрополит Украинской автокефальной церкви Макарий:
— Без нашего президента ничего не было бы. Убежден, что вместе с днем референдума, с днем независимости, 11 октября войдет в историю Украины как день автокефалии Украинской поместной православной церкви.
На самом деле в данном заявлении явно преувеличена роль личности в истории и дана слишком скоропалительная оценка «свежего» события.
Глава информационного отдела РПЦ Владимир Легойда высказался сразу и предельно резко:
— Константинопольским Патриархатом совершено беспрецедентное антиканоническое действие, являющееся попыткой разрушения основ православного канонического строя. Нет никакого сомнения, что отношения с Фанаром будут окончательно разорваны.
На самом деле некорректно столь жестко оценивать вышестоящего священнослужителя и предсказывать решения, которые еще не приняты.
Патриарх Московский и всея Руси Кирилл был более сдержан, но акценты расставил те же:
— Мы знаем, как сегодня непросто на братской земле украинской. Я надеюсь, что Православная церковь найдет в себе силы преодолеть те кризисные явления, которые существуют, и сохранит свое единство.
На самом деле в Украине непросто прежде всего из-за российской агрессии, а минские решения единству отнюдь не содействуют.
Митрополит Запорожский и Мелитопольский Лука:
— Церковь не обязана выполнять то, что не имеет канонического и здравого смысла. Не успели еще остыть чернила на решениях Синода, как глава МИД Украины уже заявил, чтобы мы, верные УПЦ в единстве с Московским Патриархатом, убирались из Украины.
На самом деле церковь обязана выполнять законы государства, в котором функционирует, а заявления главы МИД лично мне найти не удалось.
Некоторые высказывания политиков и необходимые комментарии
Президент Украины Петр Порошенко сразу после решения Синода явно выдал желаемое за действительное:
— У Украины есть положительное решение Вселенского Патриарха и Синода о Единой Поместной Православной Церкви! То, о чем мечтали поколения украинцев и молились современники — наконец свершилось: Украина получила Томос.
На самом деле Томоса пока нет, хотя он наверняка будет. И важно, что на торжествах гарант гарантировал, что гонений на прихожан УПЦ МП не будет.
Павел Климкин, министр иностранных дел Украины:
— Чем быстрее будет Томос, без привязки к выборам, тем проще будет пройти сопротивление России на сегодня. Там этот вопрос вызывает что-то наподобие истерики.
(жирно) На самом деле поверить в отсутствие привязки к выборам поверить сложно. Насчет России – согласен.
Сергей Лавров, министр иностранных дел России:
— Украинская православная церковь Московского патриархата выступает против тех провокаций, которые сейчас затевает патриарх константинопольский Варфоломей при прямой публичной поддержке из Вашингтона.
На самом деле негоже министру вмешиваться в церковные дела, особенно в иных державах.
Пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков переводит тему из православной в политическую:
— В Кремле озабочены тем, что планировалось предпринять шаги, способные внести раскол в православный мир. Как Россия везде защищает интересы русских и русскоговорящих, так Россия защищает интересы православных.
Раскол в православный мир внес Московский патриархат. А как путинская Россия защищает «своих», могут рассказать люди не только в Донбассе, но и, к примеру, в Сирии.
Некоторые высказывания в СМИ и необходимые комментарии
Сайт самопровозглашенной «ДНР» dnr-online:
— Томос должен дать человек, который сидит в Константинополе, а города этого нет, есть город Стамбул. И все это надо воспринимать серьезно?
На самом деле воспринимать серьезно надо.
Сайт strana.ua, самый последовательный и квалифицированный проводник пророссийских идей в Украине:
— Константинополь фактически легализовал Киевский патриархат и УАПЦ, которые в православном мире считаются раскольниками. Также он "вернул" себе владения в Украине (пока, впрочем, только на бумаге).
На самом деле официально православный мир уже не считает их раскольниками, а «владения в Украине» — это несерьезно.
Сайт korrespondent.net принадлежит беглому «кошельку Януковича» младоолигарху Сергею Курченко, ум), умеренно пророссийский.
— Томоса нет. Синод согласился дать УПЦ автокефалию.
На самом Томоса пока нет, а вот движение к нему и к автокефалии налицо.
Сайт willbeua.com, что означает «Все буде Україна» (название говорит само за себя):
— Гундяй з Кремлем роблять з РПЦ МП секту.
На самом деле это не информация, а хамство. Стоит ли уподобляться?
Вместо резюме
Православный мир и мир в целом сделали еще один шаг к радикальным переменам, которые начались с распадом СССР и которым пытается противостоять путинская Россия – наследница имперских традиций Москвы. Часть этого противостояния – гибридная война против Украины, часть этой войны – информационная агрессия. Чтобы противостоять ей, нужно отдавать себе отчет в том, что мы оказались заложниками глобального противостояния и соблюдать технику безопасности.
(вр) Будем разумными и не дадим себя обмануть!
СПРАВКА «МВ»
Вселенский Патриарх — титул предстоятеля Константинопольской церкви, который считается первым среди равных. Из этого проистекает право созыва и председательствования на общеправославных мероприятиях, обращения к остальному миру от имени всех Церквей и участие в разрешении кризисных ситуаций.
Фанар — исторический район в Стамбуле (Константинополе), где расположена резиденция константинопольского патриарха.
Автокефальная церковь полностью самостоятельна и независима в делах своего канонического и административного управления. На постсоветском пространстве она есть только в Грузии, принявшей православие ранее других (в т. ч. Киева и Москвы).
Томос – указ вселенского патриарха об автокефалии. Украине он обещан, процесс идет, но пока не завершен.
Ставропигия – статус, присеваемый православным церквям и делающих их независимыми от местной епархиальной власти. Такая церковь подчиняется непосредственно патриарху или синоду.